11.09.2015
Для ценителей реализма это подарок, ведь среди авторов — звезды советского искусства. Например, Анатолий Левитин: москвич, уже почти тридцать лет работающий в Сибири, и автор хрестоматийных полотен — солнечного, в духе 1950-х, «Теплого дня» (1957) и уютного «Вечера в Саянских «Черемушках» (1979). На выставке он представлен этюдом к портрету Сергея Коленкова (1976). Еще одно известное имя — мастер сурового стиля Виктор Иванов: в экспозиции можно увидеть портрет задремавшей женщины, уставшей после тяжелой работы («Перекур», 2012).
В целом картины на выставке образуют своеобразную триаду — труд, спорт и отдых. Главные герои первого тематического блока — рабочие и крестьяне: сюда относятся сцены уборки сена, а также портреты простых людей — сварщиков, сельских жителей. Среди произведений, посвященных спорту, выделяются зарисовки графика и иллюстратора Михаила Ройтера: гибкие гимнастки, ловкие фигуристки, сильные девушки «с веслом» — участницы соревнований по гребле.
И, наконец, отдых. С одной стороны, есть работы, по которым безошибочно узнаешь эпоху. Например, когда видишь изображение бюстика Ленина рядом с книгами и скрипкой (Ф. Малаев, «Натюрморт», 1967). С другой — множество сюжетов и сцен, формально не объединенных ничем, кроме приподнятого настроения. Это может быть и портрет девушки с удивительными каштановыми волосами (О. Ломакин, «В мастерской», 1973), и будни школьников, и пасторальные деревенские сценки... Отдельно стоит выделить Соломона Боима с его утонченной графикой, скрупулезно передающей быт эпохи. Скажем, акварель с изображением женщины, зябко кутающейся в пальто, можно разглядывать долго, отмечая детали интерьера («Холодно», 1953): флакончики на комоде, обитый зеленым плюшем диван...
Выставка подробно показывает, как в Стране Советов работали, ставили рекорды, замирали в часы отдыха над книгой... И разве кто-то может назвать эти будни скучными?