Натали с Полотняного завода

Александр ПАНОВ

12.10.2013

? за сто лет ретроспектива самой знаменитой русской художницы XX века на родине (которую, впрочем, она покинула еще в 1915 году). Работы собирали по всему миру.

Организаторы сравнивают экспозицию по масштабу с московской выставкой Гончаровой 1913 года, но сейчас показывают 400 работ, созданных в течение всей жизни, а век назад молодая художница демонстрировала около 800 произведений. Ее называли «делателем картин», творчество для нее было синонимом подвижничества.

«Вся Гончарова в двух словах: дар и труд. Дар труда. Труд дара», — писала Марина Цветаева. Конечно же, дар здесь первичен, а труд следовал за ним, помогая и поддерживая. Трудолюбие ее было простонародным, нутряным.

Потомственная аристократка выросла в родовом имении Полотняный завод в Калужской губернии. Мемуаристы рассказывают, как часто она вспоминала атмосферу сельской жизни. Крестьянские мотивы — главные в раннем, примитивистском периоде творчества Гончаровой, но художница придавала деревенским сюжетам библейский размах. Иногда буквально: например, одна из частей полиптиха «Сбор винограда» называется «Ангелы метают камни в город».

Гончарова переболела и кубофутуризмом, и лучизмом, и чистой абстракцией (ее «Пустота» — шедевр беспредметного искусства). Но при этом из всех отечественных авангардистов была наиболее привязанной к национальным корням и русской традиции, в которой христианство неразрывно связано с язычеством и азиатским варварством. В ее искусстве рафинированный сезаннизм сочетался с увлечением лубком.

Этот феномен, судя по названию выставки «Между Востоком и Западом», и постараются разгадать кураторы Третьяковки, готовившие проект много лет.