Авангард с человеческим лицом

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

26.06.2015

В МВЦ «Рабочий и колхозница» — экспозиция «Русский авангард: от рассвета до заката. Из собрания Ю.М. Носова». Несмотря на провокационное название, на огромной выставке, а здесь представлено более 250 картин 1910-х — начала 1940-х годов, практически нет произведений, считающихся мейнстримом русского модернизма: ни абстракций Кандинского, ни супрематических полотен Малевича. Лишь архитектурные модели, выполненные, по-видимому, кем-то из учеников последнего. Нефигуративное искусство явно в меньшинстве: большую часть экспозиции занимает предметная живопись и графика.

За авангард отвечают члены «Бубнового валета». Например, Аристарх Лентулов, предстающий портретистом, а также мастером реалистического пейзажа — с легко узнаваемым ярким широким мазком. Любовью к цвету радует и Петр Кончаловский: на выставке можно увидеть сочный натюрморт «Пионы на окне» (1932). Чуть более темные и приглушенные краски — у другого «бубновалетовца» Роберта Фалька («Портрет А.С. Юмашевой», 1944).

В экспозицию включены и работы тех, кого вряд ли можно отнести к авангарду. Например, натюрморты, написанные известным иллюстратором Николаем Тырсой. Или нежный портрет девушки, выполненный советским импрессионистом Юрием Пименовым. А вот графические листы последнего — совсем другое дело: резкие и лаконичные, они отсылают к эстетике плаката 1920-х годов. В целом графика, показанная на выставке, тяготеет к утилитарности: это плакаты, афиши, проекты интерьеров... Отдельного внимания заслуживают эскизы костюмов к опере «Борис Годунов» (1926), созданные известным художником Федором Федоровским, и вполне традиционный карандашный портрет, выполненный экспериментатором Владимиром Татлиным («Юноша в деревянном кресле», 1940). А также — памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге, нарисованный Артуром Фонвизиным в фирменной дрожащей манере. Конечно, любителей «чистого» авангарда подобное может не удовлетворить. Однако это не так уж важно: главное, получилась любопытная выставка.