Подмосковная сага

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

26.06.2015

Государственный литературный музей и галерея «Веллум» представляют совместный проект «Вот ты какое, Подмосковье», посвященный известному графику и иллюстратору Татьяне Мавриной. В экспозиции — более 60 рисунков, созданных художницей в 1970-е–1980-е годы и вошедших в альбом «Павловская Слобода». 

Маврина, чьи предки по материнской линии принадлежали к старинному дворянскому роду, всерьез увлекалась историей Древней Руси и исколесила Подмосковье вдоль и поперек. Неудивительно, что интерес к народной культуре наложил отпечаток и на ее картины. Ранние работы — это изысканная графика, как, например, иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...», выполненные с присущей ей свободой и смелостью. Более зрелые произведения — уже своеобразная смесь иконописи и лубка: яркие, простые, почти примитивные и в то же время бесконечно очаровательные.

На выставке, впрочем, представлены лишь этюды, привезенные из подмосковных путешествий. Маврина стремилась запечатлеть тихий провинциальный быт: виды Сергиева Посада с колокольней на горизонте, неспешную жизнь Павловской Слободы — людей с цветами и авоськами, направляющихся в гости... И пусть это не полноценные картины, мавринская рука узнается мгновенно: например, здесь есть ее любимые сороки — герои многих произведений. А гигантские ромашки и колокольчики добавляют зарисовкам с натуры сказочности и гротеска. Что же касается красок, то они, как всегда у художницы, яркие, но тщательно подобранные: этому ее научили еще во ВХУТЕМАСе. 

Специально для выставки произведения дополнены забавными опусами поэта и мастера перформанса Германа Виноградова. Общему впечатлению это не вредит, но наводит на мысль, что мавринские рисунки — пусть даже и сделанные на скорую руку — настолько самоценны, что не нуждаются в комментариях.