Долгий «Поцелуй»

Екатерина БЕЛЯЕВА

03.08.2012

Климта в Вене считают национальным достоянием. Впрочем, деловые во всех отношениях австрийцы не особо с ним церемонятся — хотя знаменитые картины художника и хранят в музеях, как шапку Мономаха в Кремле, но и проникновение образов с его полотен в масскульт всячески приветствуют. Персонажи Климта в буквальном смысле живут на строительных лесах, в подземных переходах, на сумках, чашках, платках и трамваях. Тиражируется одно и то же: «Поцелуй» — картина, на которой плоскостного цветочного орнамента втрое больше целующейся пары. Но именно образы убранных в сусальное золото любовников — доминирующий мужчина и пассивная женщина — гипнотизируют все пространство. Удивительно, но чудо «Поцелуя» при тиражировании не теряется.

Тем не менее стоит полюбоваться на оригинал, который висит в Верхнем Бельведере. Здесь самая масштабная из шести венских выставок — «Шедевры Климта в фокусе». Тридцать картин экспонируются как самодостаточные единицы, каждая в своем контексте, с биографическими материалами, письмами и фотографиями, имеющими к ней отношение. Центральное место занимают оригиналы семи любовных писем Климта к Эмилии Флёге (спутнице жизни и музе, отношения с которой он так и не зарегистрировал) и две новые картины — «Подсолнух» и «Семья», отошедшие музею в марте 2012 года по завещанию собирателя Петера Парцера.

Кроме Бельведера, в Вене еще десяток мест, где можно встретить Климта. Трудно найти художника, который бы отдал столько творческого времени этому городу. Климт родился в предместье австрийской столицы — в Баумгартене. В 14 лет вместе с братом Эрнстом поступил в художественно-ремесленное училище в Вене. Первым их арт-опытом было рисование портретов с фотографий, которые хорошо продавались.

В 1886 году Густав Климт выполняет работы в Бургтеатре, за что получает из рук императора Франца Иосифа Золотой крест. И буквально сразу он вместе с группой единомышленников порывает с академизмом и создает собственную организацию — «Сецессион».

У «Сецессиона» быстро возникло свое выставочное пространство в центре Вены — белый куб с золотым куполом и девизом Ver Sacrum («Весна священная»), известный сегодня просто как «Сецессион». Там хранится «Бетховенский фриз» — хулиганская работа Климта для выставки 1902 года, иллюстрирующая Девятую симфонию великого немца. Сила ее воздействия на зрителя чем-то сродни микеланджеловскому потолку Сикстинской капеллы. В рамках 150-летия Климта в «Сецессионе» устраивают выставки-инсталляции современных художников. Так, Гервальд Рокеншауб разработал платформу, которая помогает зрителю увидеть работу Климта на высоте человеческих глаз. В феврале 2013-го эту инсталляцию сменит следующая.

Начало ХХ века проходит у Климта под знаком экспрессионизма. Страсть к мозаике, а затем и золоту началась после короткого посещения византийских комплексов Равенны. В этот период (1905-1908) он пишет «Поцелуй» и «Три возраста женщины», где в стакане фаллической формы, словно в утробе матери, умещаются младенец, молодая женщина и старуха.

В 1911 году он получает приз за работу «Жизнь и Смерть» на Всемирной выставке в Риме. Позже под влиянием полотен Матисса меняет фон картины на мутный голубой. Работа представлена в Музее Леопольда — втором по величине собрании работ художника в Вене. В юбилейный год в музее проходит выставка, посвященная частной жизни Климта. Кроме картин здесь более ста рисунков художника, переписка с друзьями, открытки, любительские видеофильмы, фотографии. Основная часть раритетов принадлежит коллекции Эмилии Флёге, которая хранится теперь в фондах Музея Леопольда.

В 1917 году Климт приступает к «Невесте» и «Адаму и Еве», а в 1918-м умирает от инсульта, оставив много незаконченных работ. Похоронен художник на городском кладбище Хитцинг.

Три выставки работают в венском «Доме художника» (там представлены в основном рукописи и фото), в Музее Вены (кроме знаменитого «Портрета Эмилии Флёге», сотни оригинальных эскизов и набросков) и Этнологическом музее.

Климту нравилось рисовать орнаменты на ткани и даже проектировать одежду. Его наброски активно использовала в своем ателье Эмилия, в том числе и для новой модной одежды без корсета. Экспозиция в Этнологическом музее — и об этом увлечении художника. Большинство выставок будет открыто до конца 2012-го, объявленного в Австрии годом Климта.