Светлана Липатова, замдиректора музея имени Андрея Рублева: «Согласно генплану развития Москвы Спасо-Андроников монастырь должны были снести»

Татьяна ФИЛИППОВА

08.11.2021

Светлана Липатова, замдиректора музея имени Андрея Рублева: «Согласно генплану развития Москвы Спасо-Андроников монастырь должны были снести»

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре готовится отметить 75-летнюю годовщину.

Музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени был основан в 1947 году благодаря усилиям известного архитектора-реставратора Петра Барановского. Создание нового музея должно было спасти от разрушения ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, в стенах которого, как доказал Барановский, творил и был погребен великий иконописец Андрей Рублев.

Основание музея было приурочено к празднованию 800-летия Москвы, первым директором стал Давид Ильич Арсенишвили, энтузиаст музейного дела, основатель Театрального и Литературного музеев в Тбилиси, а первым научным сотрудником — Наталья Алексеевна Демина, в то время один из лучших исследователей древнерусского искусства.

Как рассказала «Культуре» директор по развитию Светлана Липатова, в музее имени Андрея Рублева уже идет подготовка к юбилею, который будут отмечать в 2022 году.

— Мы хотим, чтобы это было не разовое событие, а юбилейный год, в течение которого мы будем проводить различные интересные мероприятия. Территория музея имени Андрея Рублева открыта каждый день, она бесплатна для посещения, и люди, которые к нам приходят, кто-то погулять, кто-то пообедать, потому что у нас работает музейное кафе, — все они так или иначе вовлекаются в музейную атмосферу, и мы хотим рассказать им о музее и вообще об этом месте, о его спасении и сохранении.

Поэтому мы запланировали уличную экспозицию, которая будет рассказывать о том, что пережил Андроников монастырь в двадцатом веке. История эта трагическая, длинная, и нам хотелось бы вспомнить, как же случилось семьдесят пять лет назад такое чудо, как основание нового музея, в каком состоянии были монастырские здания до того, как он открылся.

Как вы видите, у нас за окном идет подготовка для того, чтобы у нас на территории появился лапидарий — специальное сооружение, в котором будут представлены остатки тех надгробий и архитектурных элементов древних построек, которые являются частью музейного фонда. Для них создаются особые условия хранения, потому что это белый камень и нужна определенная температура, влажность и так далее. Мы будем рассказывать об истории некрополя Андроникова монастыря, и это будет как открытый фонд, который можно посмотреть во время прогулки по монастырской территории.

— Судя по контурам будущего лапидария, от кладбища, на котором были похоронены воины, павшие на Куликовом поле, почти ничего не осталось.

— Монастырский некрополь был уничтожен задолго до открытия музея. После закрытия монастыря в 1918 году здесь был создан один из первых концентрационных лагерей на территории города Москвы, но он существовал недолго, уже в начале 1920-х годов его ликвидировали и устроили здесь колонию для беспризорников. Потом здесь были коммунальные квартиры, то есть здания были приспособлены под жилье, — ну, насколько это было возможно, приспособить под жилье монастырские постройки. И получилось так, что к моменту создания музея, это послевоенные годы, здесь не осталось никаких движимых ценностей, никаких икон, никаких книг, никакого наследия, никаких ценностей.

Здесь были постройки, некоторые из них, в том числе древнейший Спасский собор, пришли в аварийное состояние и нуждались в реставрации, а все остальное было приспособлено под жилье. И хорошо еще, что монастырь не снесли, потому что по новому генплану Москвы его там не предполагалось.

И вот в этой ситуации архитектор Петр Дмитриевич Барановский и другие выдающиеся деятели инициировали открытие здесь музея древнерусской культуры и искусства.

— Считается, что Андроников монастырь спасло имя Андрея Рублева, который был в нем монахом и, по легенде, где-то здесь похоронен.

— Да, потому что в плане ленинской монументальной пропаганды написано, что Андрей Рублев — великий русский художник. Поэтому даже Бонч-Бруевич, который был директором Музея атеизма в Ленинграде, писал Хрущеву, и сохранился текст этого письма, что в Москве должен быть такой музей. Монастырь защищали все, и Грабарь, и Эренбург, и Алпатов. Это было целое поколение выдающихся деятелей культуры, энтузиастов, которые своим авторитетом, весом, своей вовлеченностью поддерживали первого директора музея, Давида Ильича Арсенишвили.

Мы празднуем 75-летие музея, и он действительно был основан в 1947 году, но сразу не открылся, потому что, как я сказала, постройки были в аварийном состоянии, и, самое главное, нечего было показывать. То есть первоначально эту территорию стараются сохранить как заповедник, чтобы спасти архитектурный ансамбль. Потом, после того как 10 декабря 1947 года вышло постановление о создании музея, его пытаются закрыть, потому что нет денег на реставрацию и нет условий и предметов для показа. Что показывать, о чем этот музей?

И первый директор музея Давид Ильич Арсенишвили вместе с двумя ближайшими помощниками — это Наталья Алексеевна Демина, специалист по творчеству Андрея Рублева, и первый научный сотрудник музея Ирина Александровна Иванова — пытались доказать чиновникам, что музей нужен, бились во все кабинеты, звонили во все колокола и собирали все что можно. Сначала — копии произведений Андрея Рублева, и была выставка этих фотокопий на паперти Спасского собора, где, кстати говоря, сам Арсенишвили и ночевал, у него не было своего жилья в Москве.

Спасский собор имел тогда совершенно другой вид, он был очень сильно перестроен в XVIII–XIX веках. Сейчас мы видим прекрасный белокаменный храм, такую свечку, жемчужину московскую, а тогда он был искорежен, к нему были пристроены приделы. И вот в притворе Спасского собора, в поздней пристройке, стояла раскладушка, и на ней спал Давид Ильич Арсенишвили. А на том месте, где мы сейчас планируем сделать открытое хранение, лапидарий, стояли гаражи, мы можем увидеть их на старых фотографиях. И вот в этих гаражах, которые были отремонтированы, 21 сентября 1960 года открылась первая экспозиция музея.

В нее вошли уже не копии, а подлинники, потому что за 13 лет, то есть с 1947-го по 1960-й, сотрудникам музея удалось их собрать в экспедициях по стране, они забирали иконы из закрытых, разрушавшихся храмов, из краеведческих музеев, привозили сюда, отдавали реставраторам, и уже можно было что-то показывать. В 1960 году в музее было чуть больше трехсот единиц хранения. Сейчас это тысячи экспонатов, которые мы продолжаем изучать, показывать, и нам, конечно, очень тесно в этих помещениях. Но у музея, я думаю, все еще впереди. Нам выделили дополнительные площади вне территории монастыря, но они ждут ремонта, реставрации, приспособления.

Речь идет о зданиях рядом с исторической территорией бывшего Андроникова монастыря — это главный дом бывшей усадьбы Хрящева-Шелапутиных, флигель усадьбы и бывший жилой дом, давно расселенный и заброшенный. Состояние этих архитектурных объектов печальное, и понадобится еще несколько лет, чтобы привести их в порядок. Сейчас разрабатывается проект противоаварийных работ, но мы уже знаем, что там разместятся не только новые экспозиционные пространства, но и столь нужный музею мультифункциональный зал, где можно будет проводить конференции и кинопросмотры.

А мы пока планируем временные выставки, в том числе экспозицию в честь экспедиций Музея имени Андрея Рублева, благодаря которым мы имеем действительно уникальное собрание. У нас очень много икон со всей России и выдающаяся коллекция памятников позднего времени — иконы, прикладное искусство XVIII–XIX веков, вплоть до революции, то, что раньше не изучалось и было как бы вторично. Но художники-то продолжали творить, храмы продолжали украшаться, люди продолжали иконописцам заказывать. И важно это показывать.

— В последние годы у вас были какие-то крупные пополнения коллекции?

— Конечно. Собрание музея растет, и растет постоянно. За текущий 2021 год собрание пополнилось на 290 экспонатов, в основном это пожертвования. Вообще дарение в музей имени Андрея Рублева — давняя традиция, в советское время музею очень много дарилось частными собирателями. Часть древнерусской коллекции Георгия Костаки находится у нас. И до сих пор эта традиция продолжается, частные лица продолжают дарить. Кроме того, музей закупает произведения, потому что всегда есть какие-то лакуны в собрании, какие-то пустые места, всегда есть предметы, которые музею интересны. Примерно раз в пять лет мы делаем выставки из новых поступлений, показываем лучшие приобретения музея. Иногда это происходит в рамках выставки одного памятника, если какой-то шедевр уже прошел реставрацию. Мы показываем и выставки предметов из частных коллекций. Вот сейчас, например, должна открыться выставка житийной иконы «Алексий, человек Божий».

— Участвуете ли вы в программе «Пушкинская карта»?

— Конечно, участвуем. И надеемся, что по этой программе к нам придут те, кто никогда, может быть, в музей не заглядывал. Есть такое мнение, что у молодежи немодно ходить в музей, который показывает какую-то старину, но когда есть возможность посетить его на особых условиях... Программа стартовала с 1 сентября, и мы в тот же день уже принимали посетителей. Сначала мы предлагали отдельные мероприятия, например пешеходную экскурсию, потому что нам казалось, что это интересно — пешеходный маршрут, когда экскурсия идет по району, показывает старинные улицы, особняки, рассказывает о том, кто здесь жил, и так далее. Экскурсия называется «Вокруг Андроникова монастыря», то есть мы как бы смотрим исторический ландшафт Москвы. Но она рассчитана на теплое время года и возобновится только в апреле. А сейчас по Пушкинской карте можно приобрести билет в постоянную экспозицию или на обзорную экскурсию, то есть посмотреть музей.

— Обращается ли музей русской старины к новым технологиям?

— Мы стараемся, чтобы в музее было интересно всем. Все наши временные выставки, все крупные проекты сопровождаем мобильным аудиогидом. У нас висит QR-код, человек его сканирует и получает экскурсию по памятникам на базе платформы izi.TRAVEL. Есть такая экскурсия по территории, и это совершенно бесплатно, то есть можно посмотреть, полистать, послушать. И на базе этой же платформы izi.TRAVEL мы сделали видеогид на жестовом языке. Для людей с нарушениями слуха это возможность узнать, открыть для себя икону.

Фотография: АГН «Москва». Фотография на анонсе: www.prihozhanin.msdm.ru.