Мурзилка и все-все-все: популярному детскому журналу — 100 лет

Валерий БУРТ

16.05.2024

Мурзилка и все-все-все: популярному детскому журналу — 100 лет

Материал опубликован в апрельском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

Когда вышел первый номер этого журнала, никто не думал, не предполагал, что ему уготована столь долгая и насыщенная жизнь. Однако «Мурзилка», появившийся на свет в 1924 году, и ныне, спустя 100 лет, жив-здоров, ничуть не повзрослел, остается таким же по-детски непосредственным, по-прежнему рассказывает ребятам веселые занимательные истории, являясь их добрым, верным другом.

ПЕСТРАЯ КОМПАНИЯ

Российская детская писательница Анна Хвольсон еще в XIX столетии написала несколько книг, самой известной из которых остается по сей день «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков». Идею сказки подсказали Анне Борисовне рисунки канадского художника и писателя Палмера Кокса. Значительно расширив пеструю компанию персонажей, она всем малюткам дала русские имена. Так появились Знайка и Незнайка (образы замечательных коротышек спустя много лет позаимствует Николай Носов), доктор Мазь-Перемазь, Пуговка, Вертушка и другие. Главным героем стал хвастун, врунишка в цилиндре, с моноклем — Мурзилка.

Со временем у него появились сводные братья-тезки: в 1913 году вышла книга Сигизмунда Либровича «Новый Мурзилка: Удивительные приключения и странствования маленьких лесных человечков». Позже некий Л. Евгеньев сочинил «Новый дневник Мурзилки. Кругосветное путешествие лилипутиков».

Еще один литератор Александр Федоров-Давыдов, создавший более ста (!) произведений для детей, превратил ставшего знаменитым персонажа в рыжего щенка, верного друга мальчика Петьки. На сей раз книга получила заглавие «Похождения Мурзилки, удивительно шустрой собачки», рассказала о забавных приключениях четвероногого питомца, а в дальнейшем послужила основой для первого номера журнала, издававшегося в качестве приложения к «Рабочей газете» (органу ЦК ВКП(б)) Кто предложил для него название, не известно.

В новом издании было много всякой всячины и самых разных действующих лиц. Самым активным среди них стал шустрый щенок Мурзилка, который вел собственную рубрику, отвечал на письма юных читателей, доверительно сообщал о том, что с ним происходило. Так продолжалось несколько лет — до тех пор, пока собачка вдруг не исчезла. Это совпало с уходом из журнала Федорова-Давыдова и было похоже на то, что писатель увел за собой своего «питомца».

Щенок убежал, а название осталось, и стал детский журнал «не по годам» серьезным. Он по-прежнему забавлял маленьких читателей, однако теперь в его задачи входило идейное воспитание юного поколения. В одном из номеров на обложке появился мальчик в очках, который вывел мелом на доске: «Когда я буду большим, я тоже буду большевиком».

Теперь тут рассказывалось о жизни советских пионеров, рассуждавших об учебе, природе, родной стране, звучали призывы помогать взрослым. Без малого 70 лет «Мурзилка» являлся официальным журналом пионерии и ЦК ВЛКСМ. В довоенные годы боевой, задиристый лозунг издания гласил: «Пионер хоть малый в семье трудовой, отбивает шаг как бравый воин молодой!»

Некоторое время с «Мурзилкой» соперничали «Еж», «Чиж», «Новый Робинзон» (переименованный затем в «Воробей»), но все они не выдержали конкуренции и прекратили свое существование. А признанный лидер остался и не подлежал закрытию даже в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. В разные периоды нашей истории с ним сотрудничали Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто, Виталий Бианки, Ирина Токмакова и другие популярнейшие литераторы.

ПРИВЕТ ЕЖОВУ

В 1937 году вновь назначенный редактор Лев Кассиль решил, что у журнала должен появиться новый символ. Взявшийся за дело художник Аминадав Каневский создал образ необычного пушистика в красном берете, шарфике, с перекинутым через плечо ремнем фотоаппарата. Впервые такой полузверек-получеловечек появился (на обложке июльского номера) с большим чемоданом в руке — словно вернулся из дальних странствий.

Тут же публиковалось объявление: «Наконец-то нашелся Мурзилка! Его поймал художник Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — там ты увидишь Мурзилкин портрет. Мурзилка ничего не успел еще рассказать о себе, он очень устал с дороги. Но в следующих номерах ты увидишь приключения удивительного существа — Мурзилки».

Поначалу он слыл неисправимым фантазером, рассказывал, как тонул в море, спасался от людоедов, попадал в иные крайне непростые ситуации. Но затем пушистый друг детей несколько остепенился, повзрослел, завел «Мурзилкину почту» и занялся полезными делами. Например, доставил новогоднюю елку на Северный полюс папанинцам. Это событие нашло отражение на первой полосе, а Сергей Михалков написал по такому случаю стихи:

Мы ждали героев известных,

Испытанных, верных друзей,

Мы им приготовили место

На лучшей странице своей.

Приехал, приехал Папанин,

Мурзилке навстречу идет!

А где-то в полярном тумане

Советская льдина плывет...

Присутствие обаятельного сказочного весельчака украшало журнал, он полюбился детям, но в какой-то момент этот образ стал плохо сочетаться с серьезными агитационно-политическими материалами, которых становилось все больше. В период очередного «обострения классовой борьбы», усиления бдительности, повсеместного обезвреживания врагов народа мультяшные персонажи чересчур сильно контрастировали с «повесткой дня».

Вот образец публикации об одном из громких процессов конца 1930-х: «Многие из подсудимых изобличены как давнишние слуги царских жандармов. Верные псы царской охранки пробрались на ответственные посты в Советском государстве. Они были вредителями: разрушали заводы и колхозы, уничтожали скот, гноили хлеб, подбрасывали в масло стекло и гвозди.

Они были шпионами, они продавали германским и японским фашистам государственные тайны и хотели отдать им Украину, Белоруссию, Азербайджан, Армению, Грузию, среднеазиатские республики и Приморье».

В одном из номеров был помещен большой портрет сталинского наркома, сопровождаемый письмом юного читателя: «Дядя Ежов, я вам обещаю, что буду защищать советскую границу. Я вас люблю за то, что вы защищаете границу и нашего Сталина, — так пишет 6-летний Шура Потиенко из города Киева народному комиссару внутренних дел Николаю Ивановичу Ежову...

Товарищ Ежов — друг трудящихся, твердый большевик-ленинец, один их ближайших помощников нашего вождя и учителя Иосифа Виссарионовича Сталина».

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ГЕРОЯ

Весной 1939 года знакомый всем детям персонаж исчез с журнальных страниц, хотя его имя на обложке осталось. Рубрику «Мурзилкина почта» переименовали в «Общую тетрадь», а ребят, которые заскучали по своему любимцу и завалили редакцию письмами, успокоили: Мурзилка никуда не делся, просто стал... невидимым. Бесплотный силуэт на картинке образовали хорошо узнаваемые атрибуты: берет, очки, пионерский галстук, шорты, ботинки и перчатки. Видимо, сотрудники редакции вспомнили роман Герберта Уэллса «Человек-невидимка».

Эта странная игра взрослых с детьми продолжалась до января 1941 года, пока Мурзилка не превратился в обычного мальчишку-пионера, занимавшегося добрыми, общественно полезными делами.

Привычный для нас, созданный художником Каневским облик вернулся в журнал спустя почти два десятилетия. «Мурзилка» образца 1960-х отличался редким разнообразием, публиковал веселые занимательные истории, загадки, ребусы и тут же — официальные обращения руководителей страны, материалы об Октябрьской революции, пламенных коммунистах, героях войны и труда. К такой эклектике читатели привыкли быстро, поскольку нечто подобное происходило и с другими советскими изданиями для детей. Пропаганда велась довольно искусно, во всяком случае не отбивала у детворы охоту листать любимый журнальчик.

В одном из номеров хрущевского периода привлекает внимания фото, на котором первый секретарь держит на руках ребенка, а ниже опубликованы строки поэта Юрия Яковлева:

Надела девочка венок

И бусы-самоцветы,

Колышет легкий ветерок

Играющие ленты.

Ей с этих сильных, добрых рук

Видна земля родная:

Леса, шумящие вокруг,

И сторона степная...

Особенно популярной и востребованной в журнале была космическая тема. После запуска спутника на Венеру в «Мурзилке» появилась задорно-оптимистическая заметка: «Самая большая капиталистическая страна — Америка не смогла послать космические корабли на другие планеты. А мы смогли! Потому что наши ученые самые дальновидные, потому что при социализме люди могут творить такие чудеса, которые капиталистам и не снились. Придет время — и люди на советских ракетах будут совершать полеты на Венеру и Марс, как мы сегодня путешествуем на поездах и автобусах».

Быт детей в СССР и их сверстников в странах Запада тоже сравнивали. К примеру, в письме (скорее всего, ненастоящем) от некоего Микки из-за океана сообщалось: «Вот как живут ребята у нас в Торонто: родители без работы, масса детей ходит в школу без завтрака, а некоторые не имеют и обеда. Почти всегда мы едим горячее один раз в день. Вся еда состоит из капусты, вареной в воде. В нашей семье — 6 ребят. Мы все живем в одной комнате. Никто из них не имеет чулков или носков. Пальто и шапок — тоже нет».

На редакцию, надо полагать, обрушился тогда поток писем. Наверняка многие мальчишки и девчонки хотели помочь обездоленному Микки, его братьям, сестрам, а также другим канадским ребятишкам. Приглашали их, вероятно, в Советский Союз, чтобы они воочию увидели, как счастливо живут их ровесники в Стране Советов.

ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ ЖУРНАЛА

Еще в середине 1950-х на киностудии «Союзмультфильм» выходили рисованные фильмы о приключениях корреспондента Мурзилки. Тот разоблачал хулигана, выяснял, за что получил двойку герой известной картины Федора Решетникова, демонстрировал сказочному великану достижения СССР и даже перемещался в будущее, где читал небольшую лекцию об истории первых искусственных спутников Земли.

Те фильмы способствовали еще большей популярности журнала. Впрочем, и без них армия его читателей росла бы приличными темпами. Выхода очередного номера — вплоть до перестроечных времен — с нетерпением ждали по всей стране (знаменитый дядя Федор в разговоре с почтальоном Печкиным выражал желание выписать именно «Мурзилку»).

В небольшом по формату издании печатались не только короткие истории, но и довольно объемные произведения. Писатель Виталий Коржиков в середине 1970-х сочинил очередные, публиковавшиеся почти год «Приключения Мурзилки»: отважный и смекалистый путешественник противостоит в джунглях страшным хищникам, отважно сражается со стихией океана, а затем спускается с небес прямо в редакцию, используя вместо парашюта осьминога.

Имел немалый успех и детский детектив «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды», где подручные заглавной злодейки носят незатейливые имена: Кулак, Коготь, Локоть, Жадина, Говядина, Соленый, Барабан... Эту историю придумал и оформил писатель, художник Александр Семенов.

В 1990-е всегда бодрый и веселый Мурзилка погрустнел, наблюдая, как «преобразования» в стране обернулись тотальным разрушением. Шефы-комсомольцы тогда резко повывелись, а большие проблемы, в том числе финансовые, стали быстро накапливаться. Сотрудникам редакции пришлось в прямом смысле спасать журнал: заниматься поисками бумаги и типографии, доставкой тиражей, распространением.

Самые трудные времена он пережил, а в последние годы стал даже ярче, нарядней. В нем появились вкладки-клапаны с материалами для самоделок, современные развивающие игры, кроссворды и многое другое. «Мурзилка» фигурирует в Книге рекордов Гиннесса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания». Как и прежде, на его страницах публикуются лучшие произведения современной детской литературы.