Подъем с глубины

Нильс ИОГАНСЕН, Севастополь

19.03.2015

Незадолго до годовщины воссоединения Крыма с Россией в федеральную собственность отошел Севастопольский морской завод («Севморзавод»), ранее принадлежавший президенту Украины Петру Порошенко. На предприятии, которое много лет подряд только разворовывали, тут же закипела работа. Да и вообще, крымская оборонка сегодня на подъеме.

«Севастополь — это не Крым», — так любят говорить на полуострове. И кое в чем местные жители правы. Если в городе федерального значения 80% заработков граждан приходятся на промышленность и только 20% — на туризм, то за его границами картина обратная. Более того, доходы севастопольцев равномерны, они регулярно получают зарплату, тогда как большинство остальных крымчан, не занятых в госсекторе, вынуждены весь год жить на деньги, вырученные летом. Промышленный потенциал города-героя огромен, хотя, конечно, его дальнейшее развитие во многом будет зависеть от политической ситуации и заказов с Большой земли. 

Тяжелое наследие

После четверти века «перестройки» и «незалежности» главная база Черноморского флота представляет собой не лучшее зрелище. Все, что только можно, украинские бизнесмены разворовали, распродали или уничтожили. Причем в ряде случаев создается впечатление, что производственные и ремонтные мощности ВПК разрушались намеренно, по чьему-то заказу. «Севморзавод» мог работать не только на оборону, но и по вполне мирным нарядам. Однако то, что происходило при бывших хозяевах, кроме как форменным саботажем не назовешь! — возмущен капитан третьего ранга Дмитрий К. — Оборудование сдали на металлолом, не поленились вырвать из бетона даже вмурованные «насмерть» основания станков. Видимо, чтобы сложнее было все восстановить. Сейчас там «экологически чистое место» — в цехах растет травка, кое-где уже и деревца пробиваются...»

Когда-то на предприятии работало несколько тысяч человек, сегодня числится всего 250–300 сотрудников. Государство готово немедленно начать инвестиции в восстановление оборонного объекта, но все упирается в кадровую проблему. «Нынче по «Севморзаводу» у меня заказ на 2 500 человек — начиная от разнорабочих, заканчивая инженерами и ведущими конструкторами. Местных кадров просто нет, Украина по необходимым производственным отраслям никого не вырастила. Требуются работники и на другие предприятия города, да и в Керчь тоже собираем их со всей России», — говорит гендиректор рекрутинговой компании «Южный регион» капитан второго ранга в запасе Василий Науменко.

Пока что зарплаты тут несколько ниже, чем на аналогичных предприятиях ВПК на Большой земле, хотя ситуация меняется — вскоре всех должны перевести на отраслевую «тарифную сетку». Потенциальных же переселенцев соблазняют местным климатом, условно говоря, домиками у моря. Процесс наполнения крымской оборонки кадрами потихоньку идет, что не может не радовать.

Но проблема не только с персоналом — в отличие от верфей и заводов на территории РФ, украинские застыли в своем развитии на 25 лет. Между тем вооруженные силы постоянно развиваются, и то, что было некогда востребовано, сегодня не актуально. Например, керченскому судостроительному заводу «Залив» предстоит коренная модернизация. То, что там способны делать, российскому ВМФ совершенно не нужно. Кстати, именно «Залив» когда-то строил советские супертанкеры серии «Крым» — уникальные суда с дедвейтом 150 000 тонн (300 метров длиной). Там же был спущен на воду первый в мире атомный ледокольный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» (1988). Так что есть здесь и традиции, и перспективы, в том числе для пополнения коммерческого флота страны.

Подводная лодка в степях Украины

Наряду с различными серьезными проблемами присутствуют и вовсе анекдотичные, курьезные. Например, так получилось, что России досталась единственная украинская подводная лодка «Запоріжжя» (проект 641). Но, увы, в совершенно непотребном состоянии.

«У «Запорожья» очень веселая история, на ее ремонт украинцы потратили столько денег, что можно было две новые лодки построить. Но «самостийные» военные списывали на нее огромные суммы, которые, естественно, разворовывались. Чего стоит одна только история с аккумуляторами — купили как бы «по ошибке» не те, хотя ошибиться в данном случае просто невозможно. В общем, нам достался совершенно нерабочий кусок железа. Не говоря о том, что ПЛ такого класса слишком велика для Черного моря, ей тут тесно», — рассказывает Дмитрий К.

«Запорожье» уже собирались «разрезать на иголки», но морякам стало жалко боевой корабль. В итоге ПЛ вскоре отправится в Балаклаву и станет музеем, тем более что рядом расположен еще один объект, относящийся к подплаву — вырубленное в скале убежище для субмарин, целый подземный завод.

После развала СССР уникальное сооружение полностью разграбили, собиратели металлолома выковыривали даже бронелюки из стен. Десять лет назад при содействии ЧФ РФ объект музеефицировали, а год назад он вернулся в собственность Минобороны. И у кого-то родилась идея вновь использовать убежище по его прямому назначению. Увы, этот проект оказался нежизнеспособным по причине огромных затрат: построенный после Великой Отечественной войны «Объект 825 ГТС» был рассчитан на субмарины того времени, а они значительно меньше современных. А расширить забетонированные штольни практически невозможно. Поэтому музею — быть.

Более того, согласно планам местной городской администрации, Севастополь станет специализироваться именно на патриотическом туризме. И подобные достопримечательности, как ожидается, будут весьма востребованы.

А неподалеку восстанавливается настоящая база для подводных лодок. Вскоре в Черное море прибудет шесть ДПЛ модернизированного проекта 636 «Варшавянка». Три корабля этой серии — Б-261 «Новороссийск», Б-237 «Ростов-на-Дону» и Б-262 «Старый Оскол», спущенные на воду в Санкт-Петербурге, проходят ходовые испытания, и вскоре через Босфор и Дарданеллы придут в Севастополь. Еще три ПЛ — Б-265 «Краснодар», Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино», — находятся на стапелях в разной степени готовности.

В Балаклаву также набирают народ, а кавторанг Василий Науменко регулярно обсуждает по телефону со своими коллегами в северной столице номерные проекты боевых кораблей и прочие вопросы. Вроде бы он бизнесмен, рекрутер, ходит в штатском, но это, судя по всему, не более чем военная хитрость...

Не болтай!

В профиле ОАО «Севастопольское предприятие «ЭРА» о сфере деятельности данной фирмы написано достаточно туманно — «Литье из цветных металлов. Услуги ремонта и технического обслуживания судов. Изготовление, ремонт и наладка судовых и береговых электрораспределительных устройств». Конечно, сегодня «ЭРА» уже не та: во времена СССР местный филиал всесоюзной оборонной радиоэлектронной компании занимал помещение с самом центре города, а в его корпусах трудились тысячи человек. Сегодня этот офис занят частными фирмочками, народа в цехах сильно поубавилось. Компания как бы частная, но кто ею сейчас владеет — эти данные не раскрываются. Есть только обнадеживающая информация, что предприятие полностью свернуло «общехозяйственную» деятельность, которой здесь занимались, чтобы выжить. На повестке для вновь высокотехнологичные изделия — электроника для боевой части различных морских и воздушных снарядов.

Параллельно военные восстанавливают и модернизируют инфраструктуру полуострова, портовую и иную. О подробностях они предпочитают особо не распространяться, но кое-какая информация всплывает. Например, начались работы по разбору вырубленных в скале тоннелей, проходящих под севастопольской бухтой. Долгое время, еще с 50-х, их использовали как место свалки для всякого ненужного армейского и флотского барахла, и только сейчас они зачем-то понадобились вновь. То же самое касается и взорванных в 1942-м подземных артиллерийских складов в Инкермане, там, по всей видимости, вскоре разместится еще что-то важное для обороны России.

О том, какие конкретно средства уже пришли в город-герой, здесь говорить не принято. Большие. И это — только начало. Есть вообще вероятность, что Севастополь вновь станет закрытым городом. Не до такой степени, как во времена Советского Союза, но секретные объекты от иностранцев точно «спрячут». Пока официального решения по данному вопросу нет, однако подобные слухи на пустом месте, как правило, не возникают.