26.01.2015
Буровики вышли на отметку в 3769,15 метра, что значительно лучше результатов американцев и англичан в Антарктиде. Сей факт свидетельствует о высочайшем уровне отечественной науки. В лабораториях «Горного» отрабатывались как уникальные технологии бурения, так и современные аппараты для экологически чистого проникновения в «тело» водоема, чей возраст исчисляется миллионами лет.
Владимир Путин хорошо знаком с достижениями Национального минерально-сырьевого университета. Здесь в 1997 году будущий президент защитил диссертацию кандидата экономических наук на тему «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений (Санкт-Петербург и Ленинградская область)». Кроме того, в «Горном» по традиции располагались все питерские штабы Владимира Путина на президентских выборах. «Петербургский горный институт, вот без всякого — один из лучших в мире: и по техническому оснащению, и по уровню подготовки специалистов. Так что нам есть, чем гордиться», — такую оценку Путин дал одной из своих «альма-матер» в преддверии 240-летнего юбилея.
Горный институт, напомним, основан Указом императрицы Екатерины Второй 21 октября (1 ноября) 1773 года, как воплощение идей Петра Первого и М. В. Ломоносова о подготовке инженеров для развития рудного и заводского дела. «До 1917 года мы были единственным вузом, готовящим кадры для работы с недрами, — разъясняет ректор Горного университета, доктор технических наук, профессор Владимир Литвиненко. — То есть транснациональные компании — нефтегазовые, специализирующиеся на рудных и нерудных полезных ископаемых, — все они работают на тех запасах и тех месторождениях, которые связаны с именем нашего университета, так как они были открыты либо нашими выпускниками, либо с участием наших выпускников, прославивших Россию».
Сегодня на факультетах «Горного» по 97 направлениям и специальностям обучаются 16 500 студентов. Причем абитуриентам приходится выдерживать достаточно жесткий конкурс, доходящий по отдельным специальностям до полусотни человек на место. 89 % преподавателей — кандидаты и доктора наук.
Интересный факт. Именно «Горный» не побоялся бросить вызов хваленой Болонской системе, предложив «минерально-сырьевым» университетам США, Канады, Норвегии, Германии и других стран свой собственный алгоритм высшего образования: выпускать 90 % инженеров и только 10 % по схеме «бакалавр-магистр». Как пояснил Владимир Литвиненко: «После перевода всех университетов на систему Болонского соглашения, возникла большая проблема для нашей экономики. Министерство труда не разработало стандарты для использования бакалавров и магистров. Когда с таким дипломом вчерашний студент приходит на производство, там не знают, на какую должность можно его назначить и какую ответственность на него возложить. Особенно показательно это на буровой, где стоимость скважины от 12 до 20 миллионов долларов, и за ее работу должны отвечать всего три специалиста. Поставить нынешнего бакалавра или магистра — огромный риск, ведь это еще не инженер. Нас поддержал Владимир Путин, подчеркнувший, что для нефтегазового комплекса необходимо срочно отказаться от системы «бакалавр-магистр», а нужно готовить специалистов».
Теоретические знания, полученные в учебных аудиториях, закрепляются практикой. Уникальный дорогостоящий буровой полигон под Петербургом считается одним из лучших в мире; он используется 62 университетами, из которых 22 — иностранные. Предполагается, что вскоре Национальный минерально-сырьевой университет начнет выдавать дипломы международного образца. Причем стандарты учебного процесса будут не европейскими, а российскими: как свидетельствуют опросы, проведенные в компаниях-партнерах, таких как BP, Shell, и качество обучения в «Горном» гораздо выше, и программы более адаптированы к производственным запросам. Одним из критериев вузовской работы считается количество дипломов, премий и медалей, завоеванных на международных выставках в Швейцарии, Франции, Бельгии, Германии. На счету университета — около 40 % всех наград, которые получают за границей российские вузы и Академия наук. Это подтверждается практической отдачей — на каждого студента или аспиранта, серьезно занимающегося наукой (всего их в «Горном» порядка тысячи), научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ выполняется на сумму 800 000 рублей в год, что сопоставимо с показателями ведущих американских и канадских университетов. «Мы занимаемся не наукой ради науки, чтобы она хранилась на полках. Наша задача — доводить наработки до реализации, чтобы они приносили пользу», — говорит Владимир Литвиненко.
Существующая конкуренция позволяет «Горному» отбирать лучших преподавателей. Зарплаты — на уровне ведущих специалистов добывающей промышленности. У профессора — 110 000 рублей, преподавателя — 73 000, ассистента профессора (кандидата наук) — 67 000, аспиранта — 33 000 (из которых почти половина — научный грант на выполнение исследований по тематике). Это серьезные стимулы, чтобы не лениться, работать с полной отдачей.
«У нас принято ходить в форме, которая укрепляет корпоративный дух и дисциплинирует, — делится секретами Литвиненко. — Горная отрасль очень специфическая. Приучить студента к тому, что он не должен курить ни на буровой, ни в шахте, ни на производстве, за один день невозможно, и уже с первого дня новички не только получают знания, но погружаются в отраслевую атмосферу, проникаются ответственностью за общее дело, пониманием, что в горном деле и в горном вузе слова не расходятся с делами, а всюду, где работает «Горный», — капитально и надежно».
Получается, что новую рабочую неделю российский лидер начинает с огоньком: с нового достижения наших буровиков на шестом континенте и теплого разговора в кругу единомышленников — партнеров по возрождению научно-технической славы нашей державы. Капитально, надежно.