05.12.2014
Павел СВЯТЕНКОВ, политолог:
— Мне лично запомнилось упоминание о сакральном статусе Крыма, его сравнение с Храмовой горой в Иерусалиме. Это говорит о том, что теперь мы Крым точно не отдадим. Внешнеполитическая часть выступления президента также соответствует объективной действительности: Россия отстаивает свои интересы, а Запад не хочет это принимать.
Также выглядят здраво экономические меры, предложенные Путиным: открытость и уменьшение налоговых проверок, налоговые каникулы и амнистия для вернувшегося иностранного капитала. Все это необходимо реализовывать, и очень бы не хотелось, чтобы пар ушел в свисток.
В общем, деловой тон Послания успокаивает: Путин ясно дал понять, что, по крайней мере, политического кризиса в ближайшее время не будет. В целом, на мой взгляд, на панические настроения в обществе, связанные со снижением курса национальной валюты, влияет в первую очередь молчание властей — правительство должно вслед за президентом регулярно сообщать людям правдивую информацию.
Михаил ЛЕОНТЬЕВ, журналист, политолог:
— Политическая и особенно внешнеполитическая часть Послания президента не вызывает у меня никаких возражений. Что касается экономической части, то хотя она и не содержит в себе требований экономического разворота, который так сейчас необходим, признаки этого разворота уже есть. Их обуславливает как объективная ситуация, так и задачи, которые обозначил Путин в своем Послании.
Санкции и девальвация рубля сейчас определяют развитие экономики. Президент назвал целый ряд стимулирующих мер, в основном «прикладного» характера. Для того чтобы нынешняя российская экономика отреагировала ростом на предложенные меры в совокупности с внешними стимулами, необходимо, по моим соображениям, около года.
Нужно также учитывать, что Послание адресовано массовой аудитории, которая сейчас уже начала испытывать серьезные трудности в связи с падением рубля и ростом цен. Как опытный политик Путин не произносит резких публичных деклараций, не обещает скорейшего положительного эффекта. По сути, это ожидаемое обращение к населению с учетом изменившихся реалий.
Подробнее хотел бы сказать о предлагаемых изменениях в налоговой политике. С одной стороны, в обстановке, когда фискальные ведомства явно хотят решать проблемы бюджета путем увеличения налоговой нагрузки, заморозка налогов для бизнеса не будет лишней. С другой стороны, наша налоговая политика не придерживается логики развития, ее разработчики не верят в стимулирующую функцию налогообложения. Резюмируя, могу сказать, что в рамках действующей экономической системы, Путин внес эффективные коррективы, все остальное сделают внешнее давление и санкции.
Александр КАЗАКОВ, директор Центра либерально-консервативной политики им. Столыпина и Струве:
— Основные векторы развития страны были сформулированы и обозначены Путиным еще задолго до Послания. Сегодня он просто «отлил в бронзе» всю свою политику текущего года. Но, если смотреть на речь Путина не из вчерашнего дня, а в общей исторической перспективе, вся она является мощнейшей сенсацией. Путин заявил о том, что мы собираемся построить открытое, не изолированное государство с либеральной экономикой, основывающееся в то же время на консервативных ценностях. Мало того что трудно представить себе речь президента подобного содержания, произнесенную еще год назад, так еще нужно помнить, что предыдущая такая попытка в России закончилась Первой мировой войной и октябрьским переворотом.
Одно только упоминание о здоровой семье и традиционных ценностях в условиях, когда весь мировой истеблишмент занимается разрушением этой семьи и этих ценностей, в целом сенсационно. Россия впервые за многие годы сейчас заявляет претензии на статус мировой державы, и Путин обозначил, что для этого у нас все: ресурсы, вежливая, но грозная армия, консолидированная нация.
За тысячелетнюю историю наша страна всегда выбирала из двух крайностей: либо изоляция и принесение всех сфер жизни в жертву армии и ВПК, либо безвозмездно открываемся миру и скатываемся в пропасть. Сейчас Путин ведет нас по третьему пути — открытой страны с либеральной экономикой, однако при этом с претензией не просто на статус сверхдержавы, но и на мировое лидерство.
Анатолий ВАССЕРМАН, политический консультант:
— Как говорится, бегущий генерал в мирное время вызывает смех, в военное — панику. Путин, полагаю, знаком с этой фразой и не собирается поднимать панику. Даже если бы были необходимы какие-то радикальные решения, вряд ли президент стал бы их оглашать в этом Послании. Впрочем, чрезвычайные решения и не нужны, все уже декларировано, нужно лишь начать работать. В частности, о необходимости деофшоризации нашей экономики было заявлено еще несколько лет назад. Сейчас даже те наши соотечественники, кто привык больше времени проводить в Лондоне, чем в Москве, явно не хотят повторить участь господина Ахметова, которого наличие иностранных капиталов заставляет действовать в ущерб собственным интересам на Донбассе, в угоду Западу. По сути, ключевым моментом всего Послания было обещание амнистии капиталам, вернувшимся из-за рубежа на Родину. Теперь деньги в нашу страну возвращаться будут охотнее. Также давно пора было заморозить налоговую систему, поскольку бесконечные перетасовки налогов сужают горизонт планирования, мешают делать долговременные бизнес-проекты. Главное теперь, чтобы экономический блок правительства слушался президента и выполнял его установки.