Последний поворот

Григорий РЕЗАНОВ

27.09.2012

По горькой иронии, Россия встретила Всемирный день без автомобиля новой чудовищной трагедией на дороге: под колесами пьяного лихача погибли семь человек. Пятеро из них — дети. Статистика наших потерь в ДТП страшна настолько, будто водители и пешеходы втянуты в жестокую войну. Все мы — участники дорожного движения, а значит, — потенциальные жертвы. Как остановить автобезумие, охватившее страну?

Пожизненная кара

Госдума намерена ужесточить меры за вождение в нетрезвом виде. Водителей, совершивших ДТП с человеческими жертвами, предлагается сажать в тюрьму на срок от 15 лет до пожизненного. А тех, кто задержан за рулем пьяным, штрафовать на 100000 рублей. На вопросы «Культуры» ответил автор законопроекта, член фракции «Единая Россия» Шамсаил САРАЛИЕВ.

культура: Ваш законопроект появился после происшествия на Минской улице 22 сентября?

Саралиев: Нет. На той же неделе в своем «Твиттере» я написал, что пьяных водителей, по вине которых гибнут люди, надо уравнять с террористами. В четверг «Вконтакте» я провел опрос, спрашивая: нужно ужесточить наказание для нетрезвых автовладельцев, по вине которых погибли люди, вплоть до пожизненного заключения, или нет? С четверга на пятницу проголосовали более 2000 человек, из которых 81 процент считает, что — да, нужно давать срок вплоть до пожизненного. Есть еще одно предложение: пойманного за рулем в нетрезвом виде лишать водительских прав навсегда.

культура: Это тоже Ваша идея, я правильно понимаю?

Саралиев: Да. Ведь того же виновника ДТП на Минской улице Александра Максимова не раз уже задерживали за вождение в пьяном виде, лишали прав на время. Потом их возвращали. Теперь он совершил такое чудовищное преступление. Отсидит несколько лет, выйдет, и ему опять отдадут водительское удостоверение. Зачем? Чтобы он убил еще кого-то?

культура: Сам езжу, и меня волнует вот какой вопрос: много слухов об отмене крайне непопулярного у автовладельцев закона о «нулевых промилле». Вы, наверное, в курсе, что суды завалены «кефирными» делами? Представляете, какие могут быть последствия, если предложенный Вами закон с лишением прав пожизненно в комплексе с «промилльным», применять на практике? Выпил кружку кваса в жаркий день, сел за руль. Тормознул гаишник, «продули» — и прощай права навсегда. А не дай Бог, кто-нибудь под колеса прыгнет — тогда тюрьма до конца дней? Это первое. И второе, как водится в нашей стране: чем выше штрафы — тем больше взятки.

Саралиев: Мой законопроект касается в первую очередь таких, как Александр Максимов, Екатерина Заул. Они-то не квас пили. Это экспертиза установила, что там были не какие-то 0,2-0,3 промилле. Но вы тоже правы. Конечно, необходимо со всеми обсудить и этот момент, согласовать и прописать. В предложенном проекте идет речь о тех, кто напивается «в стельку», выезжает на дорогу и сбивает людей. Что касается коррупции — этот вопрос тоже сложный. Но решаемый. Мы ведь победили пьяного водителя в Чеченской республике. Нас поддержало общество. Проводились рейды совместно с журналистами.

культура: Чечня — мусульманский регион, там пьянство — не в обычае... Вчера задал вопрос своему знакомому — он профессиональный водитель, обычный мужик, родился в Москве и живет здесь всю жизнь — как тебе эта история с ДТП на Минской, какой выход? Он ответил: пьяные за рулем всегда были и будут. Это то же самое, что принять закон против маньяков — их все равно не станет меньше, так или иначе. Кто пил, тот и будет пить.

Саралиев: Я вас как автолюбителя спрошу: если знаете, что вас лишат прав навсегда и посадят в тюрьму — сядете за руль в нетрезвом состоянии?

культура: Даже если меня лишат только на год, как это сейчас, я все равно поддатым не поеду.

Саралиев: Может быть, мне проще говорить об этом, потому что я вообще не пью.

культура: Так я тоже.

Саралиев: Я вообще не употребляю спиртное, ни в каких случаях: день рождения, Новый год и так далее. Мне легче.

культура: Ну, наверное... Скажите, перспектива принятия закона какова?

Саралиев: Сложно сказать, потому что есть инициатива ужесточить наказание до 15 лет. А что касается лишения прав, я буду настаивать, чтобы оно было пожизненным, с первого раза. Про коррупцию вы задавали вопрос: вот недавно был случай, когда парень откупился от инспектора ДПС и через двести метров влетел в столб. Погиб сам, погибла подруга, которая находилась с ним рядом.

культура: Это в Москве было?

Саралиев: Да. И, к сожалению, это не единичный случай.

культура: Одно из предложений — сделать штраф 100 тысяч рублей.

Саралиев: Рублем бить — тоже метод.

культура: Сто тысяч — это цена, за которую можно откупиться от гаишника в Москве, если сцапали пьяненьким. Штраф и взятку уравняли в цене?

Саралиев: Сегодня, как я слышал, «решить вопрос» на месте стоит тысячу долларов.

культура: Цена доходит и до ста пятидесяти в столице.

Саралиев: Видите, я, значит, уже отстал от жизни.

культура: Может быть, Вы и правы относительно того, чтобы лишать прав навсегда. Но, прежде чем принять такое решение, разберитесь все-таки со злосчастными «промиллями».

Саралиев: Согласен, надо все продумать, просчитать и по промиллям тоже.

Владимир Путин на заседании Совета по культуре и искусству 25 сентября:

«...Этот преступник, убийца на самом деле, он в разговоре с дознавателями сказал: «Я делаю всегда всё, что хочу». Вот эти границы свободы, обязанности и ответственности перед обществом просто размыты целиком. И за некоторые вещи нужно просто карать. К сожалению, по-другому не получается.

Вы приводите примеры так называемых благообразных стран, но там очень жестко относятся к тем, кто совершает какие-то действия, направленные против интересов общества и государства, конкретных людей, потому что если этого не делать, то вот такие (я не знаю даже, как назвать этот случай) трагедии будут происходить повсеместно. И нам, конечно, придется ужесточать законодательство в этой области... Это не значит, что только ужесточением законодательства мы должны заниматься. Мы должны делать гораздо более тонкую и более основательную работу по повышению общего культурного уровня».