Ускорение по-стахановски

Ольга СЕНАТОРОВА

24.07.2014

Правительство РФ представило план мероприятий, согласно которому развитие экономики решено ускорить за счет резкого повышения производительности труда — в полтора раза к 2018 году.

Поскольку данный процесс неизбежно приведет к сокращениям, план предусматривает создание или модернизацию 25 млн рабочих мест. При этом пока документ выглядит набором амбициозных мероприятий, без какой-либо привязки к планам по развитию тех или иных сфер экономики.

Учитывая, что в России износ мощностей в среднем составляет 50%, для повышения производительности труда необходимо в первую очередь заниматься технологическим перевооружением. 

Поэтому правительство намерено стимулировать инвестиции в обновление и модернизацию производства, а также внедрение новых технологий. Предприятия будут финансово мотивировать на замену устаревших рабочих мест. Одновременно работникам создадут условия для профессионального развития в соответствии с растущими требованиями. Кроме того, планируется повысить мобильность населения, чтобы перераспределять рабочую силу из одних регионов в другие — туда, где она более востребована.

В отдельные направления выделен комплекс мер по повышению производительности труда в государственных компаниях и предприятиях малого и среднего бизнеса.

План предполагает разработку целого ряда новых федеральных законов, а также внесение изменений в действующее законодательство. 

Значительная часть нововведений будет связана с налогообложением. В частности, до конца лета должен быть подготовлен законопроект, по которому регионы получат право предоставлять налоговые льготы вновь создаваемым промышленным предприятиям в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат. В те же сроки планируется подготовить законопроект, который наделит регионы правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям.

Эффективность подобных льгот вызывает сомнения, поскольку регионы получат именно право, а не обязанность предоставлять такие льготы. Учитывая же хронический дефицит региональных бюджетов, непонятно, что будет мотивировать региональные власти отказываться от части поступлений в казну. Разве что предоставление льгот будет происходить по указке федерального центра в добровольно-принудительном порядке.

Зато у регионов появляется стимул для создания индустриальных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов — затраты обещают компенсировать возвратом федеральных налогов в виде дополнительных межбюджетных трансфертов.

К осенней сессии Госдумы РФ планируется подготовить поправки в законодательство, связанные с экономическим стимулированием предприятий для внедрения наилучших доступных технологий. А в качестве кнута запланировано повышение налогов для организаций, применяющих оборудование с истекшим сроком полезного использования. Наконец, к следующему лету решено подготовить законопроект о налоговых льготах для предприятий, которые занимаются подготовкой высококвалифицированных рабочих кадров.

Как известно, российскому бизнесу остро не хватает средств на развитие производства. Банковские кредиты дороги, к тому же получить их на длительный срок под инвестиционный проект крайне трудно. Таким образом, если правительство хочет повысить производительность труда в стране, необходимо решить вопрос доступного долгосрочного финансирования предприятий.

К осени Минфину, Минэкономразвития и Центробанку поручено подготовить нормативную базу для Фонда проектного финансирования, который будет выделять средства на создание новых производств. Каким объемом ресурсов будет располагать фонд, пока не ясно. Зато известно, что стоимость финансирования для заемщика не будет превышать ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс один процентный пункт.

При текущей ставке рефинансирования на уровне 8,25% получается, что проектное финансирование обойдется в 9,25% годовых, при том, что сейчас предприятия берут кредиты под 10–15% годовых. Но пока нет сведений о том, на каких условиях и в каких объемах можно будет получать эти средства.

То же самое касается Фонда развития промышленности, который начнет работать на следующий год. В этом фонде предприятия смогут получить дешевое долгосрочное финансирование — по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, по ставкам не выше 5% годовых. На первом этапе объем фонда составит 50 млрд рублей, затем — в 2016 и 2017 годах — его резервы увеличатся.

В свою очередь малому и среднему бизнесу создание новых современных рабочих мест поможет оплатить государственное «Агентство кредитных гарантий», с которым уже согласились сотрудничать ВТБ 24, Газпромбанк, Россельхозбанк и Сбербанк, сообщает глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. 

К этой же серии мероприятий относится сокращение сроков принятия решений по предоставлению госгарантий по кредитам на реализацию инвестпроектов. В деловых кругах согласны, что эти меры помогут оживить экономику, другой вопрос — насколько они соответствуют масштабам страны и грандиозности задач.

Для повышения производительности труда в стране необходимо иметь систему координат: что считать высокопроизводительным, а что — устаревшим рабочим местом. Такую систему планируется создать за счет введения понятия специальной оценки рабочих мест. А в 2015–2016 годах запланировано провести оценку рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи. 

Любопытно, что в правительстве подумали и о стимулах для простых работников. Планируется увлечь их участием в чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia и Всероссийском конкурсе «Лучший по профессии». Параллели с соцсоревнованиями и стахановским движением напрашиваются сами собой. И правильно: почему бы не использовать положительный опыт советского периода?