Челюсти

Александр АНДРЮХИН

05.06.2014

В деревне Каменки Ногинского района Подмосковья ротвейлер загрыз пятилетнюю девочку. Кто-то скажет: трагическая случайность. Однако ежегодно от собачьих клыков в России погибают 12–15 детей. Почему в нашей стране до сих пор нет списка пород, запрещенных к разведению и содержанию в домашних условиях? Корреспондент «Культуры» изучил собачий вопрос.

Нередко в городских скверах можно наблюдать такую картину: мама прогуливается с малышом, и тут к ним подлетает здоровенная псина. Ребенок заходится в истерике, бледная от испуга мама хватает его в охапку, а хозяйка собаки, как ни в чем не бывало, кричит издалека:

— Не бойтесь, она не тронет! Она просто играет!

Родительница, наконец, выходит из оцепенения, топает на зверюгу, чтобы отогнать ее от ребенка. Собака отскакивает и начинает угрожающе рычать.

— Не надо на нее замахиваться и топать! — не менее угрожающе втолковывает хозяйка. — Это ее нервирует. Я же сказала, не тронет! Это добрейшее существо.

Требование взять псину на поводок чаще всего воспринимается как обида. Хозяева искренне не понимают, почему прохожие ставят под сомнение исключительную доброту их четвероногих питомцев. 

Крика никто не слышал

Так же не сомневался в покладистом характере своих ротвейлеров и житель деревни Каменки Ногинского района Александр. На День Победы к нему из Москвы приехал родственник со своей гражданской женой и ее пятилетней дочкой. Коттедж Александра огорожен высоким забором. Среди обитателей — два ротвейлера и несколько той-терьеров. Собак, да и вообще животных, в этом доме жалуют. Здесь живут рысь, змеи, кролики — целый зоопарк. 

— По словам хозяина, в тот день обоих ротвейлеров он посадил на цепь, — рассказал «Культуре» человек, близкий к следствию. — В половине десятого вечера, когда компания жарила шашлыки, обратили внимание, что один из ротвейлеров, который вроде бы был привязан, бегает по двору, а девочки поблизости нет.

Мама встревожилась, стали звать девочку. Никто не откликался. Обеспокоенная компания кинулась к вольеру и онемела от ужаса. Окровавленная малышка лежала на земле, растерзанная собакой, и едва дышала. На лице ее не было живого места, из перекушенного горла хлестала кровь. Вызвали «скорую». Однако врачи не довезли девочку до больницы — она умерла по дороге.

— По факту смерти ребенка возбуждено уголовное дело (ст. 109 ч. 1 — «причинение смерти по неосторожности»), — сообщил источник. — Обвинение хозяину собаки пока не предъявлено. В этом деле много странностей. Во-первых, никто не слышал криков ребенка. Во-вторых, собака не сорвалась с цепи, а была с нее спущена — кто-то отстегнул карабин. Хозяин сам в шоке от того, что натворила его любимица. Он уверяет, что собака была совершенно не агрессивной и очень послушной. Что произошло, следствию пока не ясно.

И вот я иду по деревне Каменки. Подхожу к железным воротам с номером 23. На калитке злобная собачья морда с надписью «территория охраняется собакой». Едва приблизился, как из глубины двора рванул ротвейлер. Он злобно кинулся на ворота, встав на задние лапы, и выставил клыки между железными прутьями. Такого и провоцировать не надо, подумал я. В Следственном комитете сказали, что судьба собаки, загрызшей девочку, им неизвестна. Поэтому я и не мог определить, тот ли это ротвейлер, который загрыз девочку, или другой. 

Во дворе стоит черный «Ниссан» хозяина. Вскоре появился и он сам. Однако на мой стук в железные ворота и злобный лай собаки он не обратил ни малейшего внимания. Зашел в дом. На заборе висит плакат, что дом продается. Я позвонил по указанному телефону, но никто не ответил. Пришлось обратиться к соседу.

— Я с ним не общаюсь, — ответил тот. — Он вообще странный. Часто выходит во двор с удавом на шее. А кроликов держит, чтобы кормить удава. У него еще по дому ползают кобры.

Постучал в дом на противоположной стороне. Женщина средних лет вышла и хмуро сказала:

— Никаких комментариев!

Хлопнула калиткой, а ее сидящий на цепи пес зашелся лаем. Как выяснилось, соседка — родная сестра любителя животных.

Через дорогу от этих домов находится детская площадка — обычная, с качелями и горкой. У входа на нее к столбу прибита табличка с правилами эксплуатации. Детям до 11 лет без родителей вход на нее запрещен — в целях безопасности.

То есть даже на детских площадках есть инструкции. Но почему же их не вешают в обязательном порядке во дворах, где содержатся собаки крупнее йорка или той-терьера?

Стаффорд в руках психопата

— По большому счету не существует опасных и не опасных пород, — сказала мне специалист по бойцовым собакам, председатель Пушкинского клуба собаководства Татьяна Сидоренко. — Все зависит от воспитания. Дрессировкой можно и из дворняги сделать бойца, а из ротвейлера — няньку. Хотя ротвейлеров в XVIII веке немцы вывели для охраны и перегонки скота. Поведение собаки — это отражение характера хозяина. Какой он ее воспитал, такой она и будет. И еще один важный момент: если собака не росла с ребенком, она не понимает, что это такое. Для нее это такой же чужак, от которого нужно защищать дом и себя. А дети зачастую лезут к собакам с объятиями, не осознавая, что та может воспринимать это как нападение.

Еще один мотив собачьей агрессии — ревность. Она проявляется, если пес уже был «членом семьи», а потом появился малыш, которому хозяева начинают уделять больше внимания, чем четвероногому. Трагедия, произошедшая в 2006 году, потрясла Москву. Американский стаффордширский терьер среди ночи ни с того ни с сего перекусил ножку 11-месячной девочке. На истошный крик прибежали родители, но не смогли оттащить собаку до тех пор, пока та не перегрызла ребенку горло.

В том же году восьмилетняя Даша Куропаткина умерла в больнице от потери крови — ее искусал домашний пес бойцовой породы тоса-ину. Незадолго до нее в больницу поступила годовалая девочка с растерзанным лицом и открытым переломом нижней челюсти. На нее тоже напал домашний питомец бойцовской породы.

Если к дедушке, у которого живет собака, привозят погостить внука, то далеко не факт, что собака примет малыша доброжелательно. В июле 2011 года во Владимирской области бабушкин ротвейлер растерзал семимесячного ребенка. А в позапрошлом в Новосибирской области собака этой же породы напала на полуторагодовалую девочку, с которой оставалась в комнате. Родительница привезла малышку к деду, а тот недоглядел, задремал. Спасти ее также не удалось.

Таких случаев много. Однако в России нет законодательных норм по содержанию собак серьезных пород. Такого пса может держать кто угодно без всякого разрешения — алкоголик, психопат, законченный уголовник или садист. А ведь, напомним, агрессивность животного — точное отражение внутренней сути владельца.

На сегодня существует только одно ограничение, которое касается всех собак выше 40 см в холке: на прогулку их можно выводить только на поводке и в наморднике. Однако многие хозяева пренебрегают этим правилом.

— А вы будете выгуливать своего ребенка на поводке и в марлевой повязке? — с раздражением отвечает вопросом на вопрос москвичка Валентина Тимина, которая принципиально не водит собаку на поводке. — Ну, есть закон! И что? Мой ротвейлер никогда никого не укусит! Я его знаю. Это самая добрая собака в Москве. И вообще, вам следует усвоить, что собака в жару охлаждается только через пасть. Попробуйте походить в жару в кожаной маске, я посмотрю, что с вами будет. А что касается детей, которые шарахаются от собак, — это дети из семей, в которых плохая психологическая атмосфера. Их надо правильно воспитывать, и тогда они будут более уравновешенными и станут спокойнее реагировать на животных. Меня бесят родители таких детей. Ребенок хочет подойти к собаке, погладить, а долбанутая мамаша орет на всю улицу: «Не подходи к собаке! Она тебя укусит!»

Год — и жизнь

Однако, как бы ни обвиняли собаководы прохожих в неуравновешенности и неправильном воспитании детей, закон есть закон. За выгул собак без поводка и намордника, согласно Кодексу об административных правонарушениях города Москвы, полагается штраф от одной до двух тысяч рублей. 

— Скажу честно, сколько работаю, не помню ни одного случая, чтобы кто-то жаловался, что сосед выводит собаку без намордника, — усмехается столичный участковый района Чертаново-Северное Сергей Белокопытов. — Хотя собак бойцовых пород без намордников бегает по району довольно много. Да и что хозяину такой мизерный штраф? Напугает, что ли?

В позапрошлом году после нападения в Москве бойцовой собаки на трехлетнего Ивана Баранова Госдума озаботилась законопроектом, вводящим уголовную ответственность за выгул собак без намордника.

— Наша чаша терпения переполнена, — сказал «Культуре» уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов. — Я по этому поводу писал даже доклад президенту. В России ежегодно собаки загрызают насмерть до полутора десятков детей. Причем не бездомные псы, у них есть хозяева. Необходим федеральный закон, который повысил бы штраф за выгул собак без поводка и намордника хотя бы до 10 тысяч рублей. Но этот законопроект так и застрял в Думе. Наверное, нужно, чтобы у кого-нибудь из депутатов собаки загрызли ребенка. Может быть, это даст толчок к движению закона.

С ужесточением, как ни странно, согласны и защитники животных. Московская зоозащитница Дарья Хмельницкая считает, что ситуация с бойцовыми и служебными собаками должна жестко регламентироваться. Это неправильно, когда стаффордов и доберманов разводят всякие маргиналы и, разумеется, не справляются с ними, поскольку такие собаки требуют постоянной дрессировки, работы с профессиональными кинологами. 

Что касается европейских стран, примерно в половине из них разведение агрессивных пород ограничено законодательно. А в Дании и Норвегии простым гражданам иметь таких собак вообще запрещено. В Германии введен запрет на разведение питбультерьеров, стаффордов и бультерьеров. В Израиле законодательно запрещены приобретение, продажа и скрещивание бультерьеров, ротвейлеров и мастифов.

В России же в трагедиях, подобной той, что произошла в Каменках, вина владельцев предусматривается единственной уголовной статьей 109 ч.1 («причинение смерти по неосторожности»). Сроки смехотворные. Самый большой — 1 год 2 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении был вынесен в прошлом году в Челябинской области в отношении 51-летнего жителя города Трехгорный Владимира Бабина. Его бульмастиф нанес более сорока укусов женщине, которая мирно доила корову в животноводческом комплексе. Там же содержались и клетки с бойцовыми собаками. Бабин выпустил пять собак для прогулки — одна из них тут же бросилась на доярку.

В Новосибирске владельцам двух питбультерьеров дали по году колонии-поселения. Одна из жертв умерла от полученных ран, другой — собаки откусили руку...

Но даже эти случаи — исключение. В основном суд прибегает к условным срокам и ограничению (не лишению) свободы. Так, в Курской области, где от собачьих клыков погибла восьмилетняя девочка, шедшая в школу, хозяевам дали по полтора года условно.

К слову сказать, за сбитого насмерть пешехода предусмотрено до 5 лет колонии-поселения, за то же деяние в пьяном виде — до 7 лет. А вот выгул бойцовых собак в пьяном виде — у нас явление обыденное и ответственности, в отличие от других преступлений, не усугубляет. А между тем собаки — это во многом более опасное орудие убийства, чем, например, мчащийся автомобиль. От него хоть можно увернуться, от собаки — никак.


Давай не будем лаять при луне

Во всех странах, считающих себя цивилизованными, хозяева несут ответственность за своих собак. В США для владельца пса, который ранит или убьет человека, предусмотрено наказание в виде 20 лет лишения свободы. В Англии за агрессивное поведение четвероногого питомца хозяину грозит штраф до 5000 фунтов, а в случае повторного нарушения — до 6 месяцев тюрьмы. При этом собака не обязательно должна укусить, ей достаточно облаять прохожего. Удивительно, но, бывая за границей, я обратил внимание: действительно, собаки в Европе голосу волю не дают. Понять причину не мог. Оказывается, она на поверхности: чем строже наказание, тем выше ответственность. Это даже собаки понимают.