16.03.2023
Субботний покой огромного и безлюдного технопарка «Сколково» нарушили необычные гости — мужчины в военной форме, священники, энергичные люди, разговаривающие с южнорусским акцентом. Но были на мероприятии и привычно ориентирующиеся в инопланетном технопарке айтишники, представители медийной индустрии. Приехала на форум и директор Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова — единственный чиновник, решившийся его посетить. И, возможно, пожалевшая об этом. Поскольку уже на открытии возникла острая полемика между ней и президентом АО «Крибрум» Игорем Ашмановым.
Глава IT-компании эмоционально подверг критике взаимодействие между различными государственными структурами по информационной работе, говоря о том, что каждое ведомство, по сути, проводит собственную линию. Министерство обороны — одну, Министерство иностранных дел — другую, государственные СМИ — третью. Поэтому, по мнению Ашманова, было бы неплохо создать аналог Советского информационного бюро.
Мария Захарова возразила оппоненту, описав ограниченные возможности чиновников МИДа, и напомнила, что, имея современное единое Совинформбюро, Ашманов не мог бы так свободно высказывать мнение, отличное от предписанного сверху. Собственно, возникшая полемика отразила главную задачу форума — налаживание диалога. В том числе диалога между теми, кто «при исполнении», и теми, кто «по велению души». Оказалось, что к такому разговору готов только МИД в лице Захаровой.
Организаторы форума — директор Института развития парламентаризма, философ Алексей Чадаев и руководитель Координационного центра помощи Новороссии (КЦПН) Александр Любимов — собрали такую разную публику и для того, чтобы начать говорить и договариваться по практическим и технологическим аспектам ведения информационной и когнитивной войны в современных реалиях.
— «Медиа-Дронница» — это не только и не столько форум, сколько наша попытка осмысления тех процессов, что происходят в мире и начинают особенно остро ощущаться и осознаваться в период СВО. С этой точки зрения участие в форуме — это участие прежде всего в совместном решении глобальной задачи, стоящей перед нашим обществом, — объяснил Алексей Чадаев.
Несмотря на то, что форум назывался первым, у него были предшественники. Алексей Чадаев и Александр Любимов уже проводили мероприятия, посвященные беспилотникам, IT, военному софту. Но вот на широкую медийную дорогу вышли впервые и посвятили «Медиа-Дронницу» информационному и когнитивному «фронтам» противостояния. Чтобы охватить большинство проблем, на форуме работали восемь секций: «Философия», «Технология», «История», «Культура», «Медиа», «Добровольцы», «Цифра» и «Общество».
Модератором секции «Цифра» выступил уже упоминавшийся предприниматель в сфере информационных технологий и искусственного интеллекта Игорь Ашманов. Подводя итоги работы своей секции, президент АО «Крибрум» отметил, что Россия не сможет дать симметричный ответ в интернет-пропаганде.
— У нас нет в таком количестве технологий, как у Украины, где на нее работают специалисты из Лондона, например, нет такого количества волонтеров, ненавидящих Украину и владеющих украинским языком. А вот у Украины подобных русскоязычных волонтеров много. Мы должны действовать асимметрично, говорить все время правду, потому что лжи и так предостаточно. Хочу напомнить, что в кругах разработчиков искусственного интеллекта, где я работаю, люди пребывают в состоянии шока от возможностей генеративных нейронных сетей GPT. Эти программы сами пишут тексты, и, поверьте, их невозможно отличить от текстов, написанных человеком. Новые технологии позволяют полностью фальсифицировать интернет. Поэтому, с моей точки зрения, надо удовлетворять запрос на правду, который становится только острее. Пропаганда была всегда. Достаточно вспомнить стихотворение, якобы написанное Михаилом Лермонтовым, «Прощай, немытая Россия». А ведь поэт его не писал, это фальшивка конца XIX века. Теперь представьте, что нас ждет в Сети, — сказал предприниматель.
Он обратил внимание на то, что средний IQ жителей развитых стран снижается. По мнению Ашманова, это является результатом использования цифровых технологий. Поэтому государство должно бороться с безудержной цифровизацией — телемедициной, образованием, где упор делается на цифровые технологии. А некоторые сервисы вообще должны запрещаться как абсолютное зло. Например, TikTok.
— Есть вещи токсичные сами по себе, неважно насколько они антироссийские или пророссийские. TikTok — это абсолютное зло вне зависимости от контента. Потому что подросток может три часа провести, пролистывая картинки и видео в этой соцсети, и очнуться через три часа, не понимая, что он делал все это время. Надо осознавать, что цифровая зависимость — это наркотик. И государство должно с ней помогать бороться, — отметил он.
Медиатехнолог и журналист Семен Уралов, модерировавший секцию «Технологии», на итоговом заседании также обратился к понятию правды.
— Культура потребления создала тысячу правд. Поэтому, прежде чем на нее опереться, истину надо выбрать, доказать, что именно это — правда. Ведь 30 лет назад мы отказались от своей правоты в пользу некой «универсальной правды», ставшей уже нашей. Поэтому надо в первую очередь работать с мировоззрением. Это первый пласт, который мы разбирали на секции. Второй — когнитивная война как маркетинговая технология, провоцирующая человека на эмоцию. Очень вероятно, что если мы человека научим бороться с приемами когнитивной войны, то он перестанет реагировать на рекламу. Третий пласт — когнитивная война как военная технология. Здесь мы говорили о замещении функции развлечения на функцию воспитания. Без вмешательства в систему образования, которую мы адаптировали как западную, мы не взлетим, — подытожил он.
Самое же большое количество участников собрала секции «Философия», которую, конечно, модерировал один из главных организаторов форума «Медиа-Дронница» Алексей Чадаев. Он поделился с «Культурой» своим мнением о том, почему некоторые идеологемы на секции выглядели архаичными.
— У нас с языком проблемы: обсуждая вопросы, которые встали перед нами, мы пользуемся западной терминологией. Например, само понятие «когнитивная война» взято из методичек НАТО. Одна из пока нерешенных задач — переназвать вещи новыми именами. Либо мы вынуждены обращаться к прошлому. Мы, кстати по-постмодернистки, бросились в прошлое за именами для вещей, которые нами пока не осмыслены, не названы. Поэтому мы идем и в прошлое, чтобы там тоже искать слова. И глубины в 100 лет, которой нам раньше хватало, сейчас — недостаточно, чтобы описать изменившийся мир. Обратите внимание, какой фурор вызвала история 15-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады, которой в ноябре прошлого года было присвоено наименование Александрийская и вручена копия штандарта 5-го гусарского Александрийского полка, — рассказал собеседник.
По его мнению, эта война не только за будущее, но и за прошлое. Поэтому приходится открывать прошлое заново.
— Всю осень, когда на фронтах было все плохо, в тылу гремели битвы между красными и белыми. Были сломаны тысячи виртуальных копий, как правильно называть город — Артемовск или Бахмут, нужно ли переименовывать улицу Ярослава Мудрого в улицу Розы Люксембург? У нас несколько прошлых, и у каждого своя галерея героев и злодеев. Одна из вещей, о которой пока не договорились, — это именно прошлое. Попытка установить его директивно ни к чему хорошему не приведет. Мы очень старались обойти этот риф, поэтому и выделить историю в отдельную секцию, чтобы избежать споров. Иначе красно-белая война гремела бы везде, — объяснил Чадаев.
При этом философу показалась интересной мысль, высказанная на форуме, о том, что Россия может стать очагом «мирового бунта». Объединяя не столько тех, кто хочет идти за нами и учиться чему-то у нас, сколько тех, кого не устраивает пресловутый order based on rules. Но тогда именно он и его устройство должно стать главной мишенью, главным предметом для анализа, деконструкции, атаки на всех уровнях — от философского и культурного до инфраструктурного и коммуникативного.
Возвращаясь от войны интеллектуальной к войне реальной, Чадаев заметил, что единственный путь к будущему миру — это, как ни парадоксально, добиться того, чтобы, с одной стороны, мы наконец-то научились воспринимать своих настоящих врагов именно врагами, а с другой — чтобы и они наконец начали воспринимать нас именно как своих врагов.
Сейчас это не так. Мы не воспринимаем Украину как субъект, при этом кукловода, управляющего этой страной, все еще считаем партнером. Но и Запад не воспринимает Россию как врага. Русские для них сейчас преступники, нарушители некоего общепринятого порядка. А с преступниками не договариваются, не заключают мир — их наказывают.
А вот чем может закончиться противостояние с Западом, «Культуре» рассказала украинский адвокат и общественный деятель Татьяна Монтян, приехавшая на форум в качестве слушателя.
— Шансы на победу у России достаточно высокие, поскольку Запад допустил большое количество критических ошибок. Больше, чем Россия. Самая глупая ошибка — начать военные действия. Россия и так спокойно двигалась в западном фарватере. Молодежь, как говорили многие, выступавшие на форуме, фактически была потеряна. Почти все слушали Дудя, ориентировались на инстаблогеров. И когда наше поколение лет через 10-15 стало бы уходить и из общественной жизни, да и просто из жизни, страну можно было бы взять голыми руками. Но все эти чокнутые неоконы, демократы зачем-то поторопились и наделали колоссальное количество ошибок. Самая главная ошибка на поле боя была в том, что весной и летом, когда Россия отводила войска и перегруппировалась, Запад не поставил Украине достаточное количество боеприпасов. Если бы Украину завалили снарядами, ввели большое количество современной техники, подогнали натовские части, то можно было бы одержать впечатляющую победу. И, кто знает, может, такой победы Россия бы не выдержала.
Но они этого не сделали. Я думаю, что это произошло из-за того, что у них слишком длинная цепочка принятия решений, они попросту опоздали.
Форум же, по словам Татьяны Монтян, получился отличным, поскольку смысл и цель подобных мероприятий — это создание горизонтальных связей, чтобы люди, которые раньше не были знакомы или имели предвзятое мнение друг о друге, могли познакомиться и в идеале создать общий проект. Татьяна Николаевна особо отметила выступление Игоря Егорова, призвавшего интенсивно работать на вражескую аудиторию. Для этого нужен украиноязычный контент и общение с аудиторией на родном языке — украинском.
— Лучше всех это делает сейчас блогер из Горловки Андрей Горловский. Он на прекраснейшем украинском языке общается с набегающими кастрюлеголовыми. Они воспринимают его как своего и такое ему рассказывают, и он ловко приводит их к таким выводам, что просто дух захватывает. Эту практику надо масштабировать. К сожалению, никто этим не хочет заниматься, — посетовала Монтян.
Фотография на анонсе: Владимир Андреев-URA.RU/ТАСС (на фото Алексей Чадаев)