«Не надо обольщаться, что после нас только прах останется». Памяти Петра Мамонова

Ольга АНДРЕЕВА

16.07.2021

«Не надо обольщаться, что после нас только прах останется». Памяти Петра Мамонова

Мамонов смог не только удачно сшить «поколение дворников и сторожей» с современностью, но и оставить после себя нечто очень значительное, уводящее внимательного зрителя не столько в историю русского рока, сколько в христианские сени Средневековья.

Умер Петр Мамонов. Умер, оставив после себя примерно тот же вопрос, который возникает в голове русского человека, прочитавшего биографии Блока, Гоголя, Толстого. Что это: правда, игра на публику, юродство или особого рода сумасшествие? Если это и сумасшествие, то оно как-то подозрительно знакомо. Знакомо не по клиническим проявлениям, которые, кстати, сам Мамонов вполне успешно имитировал в психбольнице, кося от армии, а по какому-то тонкому, пунктирному следу, унаследованному русской культурой из раннего христианства и Византии. Этот след остался в русской истории как смутное воспоминание о Василии Блаженном, о том юродивом из пушкинского «Бориса Годунова», у которого мальчишки отняли копеечку, о Ксении Петербургской. Это культурное и в некотором смысле вынужденное безумие, та форма осознанного поведения, которая, за неимением слов и доступных средств коммуникации, напоминает о божественном бытии настойчивым и провокативным требованием увидеть невидимое. Это самое невидимое загадочным образом сопровождает историю жизни Петра Мамонова, иногда становясь слышимым в песнях, иногда воплощаясь в дикие выходки на сцене. Фигура Мамонова не только удачно сшила «поколение дворников и сторожей» с современностью, но и оставила за собой странную тень, уводящую внимательного зрителя не столько в историю русского рока, сколько в христианские сени Средневековья.

Биография Мамонова вдруг напоминает путь апостола Павла, именовавшего себя «апостолом язычников», и типичную для поколения позднего СССР жизнь мальчика-мажора из «хорошей московской семьи». Мать – переводчица со скандинавских языков, отец – крупный инженер. Детство в центре Москвы, элитные школы, элитные друзья, элитная западная музыка на виниле, привезенном из-за железного занавеса, неоконченное высшее, почти десятилетие скитаний по случайным работам, конечно же, алкоголь, наркотики и рок-н-ролл. Это классическая биография того самого «поколения дворников и сторожей», откуда в свет вышло много знаменитостей, но еще больше не вышло никуда, а просто погибло в безвестности. Мамонов по чистой случайности оказался среди выживших. Тогда все выше перечисленное называлось «быть как все», что Мамонов сразу принял как для себя невыносимое. Выделяться приходилось с помощью подручных средств. В семидесятых годах на Тверской можно было увидеть странного молодого человека с накрученным на голове белым вафельным полотенцем, в революционном черном кожане и белоснежных штанах, сшитых из простыни. С дужки темных очков свешивалась цепочка от унитаза. «Жизнь была: выпить, закусить, телку поиметь, быть самым главным, - уже много позже вспоминал Мамонов и добавлял: - Жизнь была демоническая».

Тот факт, что он талантлив, долго не был очевиден самому Мамонову. Стихи приходили в муках, а музыка долго была только внутри и выражалась скорее в пластическом жесте, напоминавшем не столько танец, сколько почечные колики. Только к 30 годам, сыграв, а скорее промычав нечто на двух аккордах Артемию Троицкому, Мамонов решился на создание группы. «Звуки Му» вполне соответствовали своему названию. То, что играл Мамонов, не вписывалось ни в какие музыкальные стили.

Рядом, на одних и тех же квартирниках пели все тогдашние звезды: «Зоопарк», «Кино», «Аквариум». «Восьмиклассница-а-а…», - высоко затягивал слегка пьяный и донельзя хорошенький юный Цой, и все романтически вздыхали. «Я гадость. Я дрянь. Зато я умею летать», - дергаясь в уродливых конвульсиях, на басах отвечал Мамонов, и все переглядывались, не зная, то ли смеяться, то ли плакать. Однако, когда в 1987 году в Москву приехал знаменитый английский композитор и продюсер Брайан Ино, из всех российских групп он выбрал именно «Звуки Му», предложив Мамонову спродюсировать альбом и организовать тур по дальнему зарубежью. Формулируя причины своего восхищения, Ино говорил: «Я считаю, что Петр Мамонов одно из самых удивительных явлений на сцене. Я в жизни не видел ничего подобного. Человек просто одержим… Я был уверен, что он типично русский герой. Персонаж, сошедший со страниц повести Гоголя. Вы читали «Записки сумасшедшего»? Для меня Петр Мамонов вот такой герой».

Смотреть видео с его концертов часто физически трудно. Это не шоу, а скорее обнародованная, опубличенная мука. Странным образом сам процесс исполнения песни становился больше песни, творец оказывался больше своего творения. «Он шаман, - говорит про Мамонова Иван Охлобыстин. - Он интереснее того художественного произведения, которое сам же и создает… Когда ты слушаешь Мамонова, ты понимаешь сущность рока. Сущность комбинации, которая музыкально только оформлена. В этом парадокс Мамонова».

Потом был успех, признание, вояжи по Европе и США, а потом Мамонов решительно и даже грубо объявил о том, что идея проекта «Звуки Му» себя изжила и группа распущена. «Что разогнал по гордости, это да, - говорил Мамонов за 10 лет до смерти в документальном фильме «Петр Мамонов. Черным по белому», снятый режиссером Константином Смилгой. - Я ж талантливый. И пока я думал, что талант это я, я всех и гнал».

Портрет Петра Мамонова начала 90-х знает каждый российский киноман. Фильм Павла Лунгина «Такси-блюз», вышедший в 1990 году, это что-то вроде универсального отчета о том, как проходит перестройка в России. Картинка получилась неприглядной, хотя и искренней. Петр Мамонов, фактически сыгравший самого себя, с кайфом изображал вечно пьяного гения, который иногда «с Богом разговаривает», но делает это уж больно неудобно для окружающих: то подерется, то напьется, то и напьется и подерется одновременно. Мамонов действительно добился отклика зрительской аудитории, которой по большей части хотелось его просто придушить где-нибудь на 10 минуте фильма. Впрочем, Европе этот талантливый русский монстр вполне понравился – фильм получил приз за лучшую режиссерскую работу в Каннах.

Жизнь переломилась на пике славы, в 45 лет. Обычная депрессия вдруг рванула под ногами противопехотной миной, ломая кости и бруствер старого окопа. «Дай, думаю, куплю молитвословчик…», - потом вспомнит Мамонов. С этого момента разговор с Богом продолжался уже на других условиях: «Я тогда понял, что талант это Бог. А я просто Петя. Как я с женой разговариваю? Как я с другом разговариваю? Тогда все стало понятно». Теперь Мамоновы с двумя детьми жили в палатке на краю деревни Ефаново под Москвой. Реальность Бога и веры диктовали свои условия, требовали каждодневного усилия и главное – покаяния. Потом он скажет: «И Пушкин, и Ломоносов, и Менделеев не сомневались в существовании Бога. А какая-нибудь Леночка 17-ти лет заявляет: что-то я сомневаюсь, что ваш Бог есть. Это как в метро пришел человек из провинции, увидел схему, какие-то стрелочки, точки, и говорит, а, все фигня, поеду, как хочу. Так и будет всю жизнь по кольцу ездить». Мамонов кольцо разорвал.

Его сценический образ почти не изменился, но в орбиту рефлексии вошли новые персонажи: Чехов, Пушкин, преподобный Ефрем Сирин. А спустя лет десять новый Мамонов снова встретился с Павлом Лунгиным на съемочной площадке. Это были уже другие люди и другая страна. В фильме «Остров» Мамонов стал бедным монахом, монастырским кочегаром, всю жизнь раскаивающимся в страшном грехе молодости. Публика смотрела фильм и не могла поверить, что перед ней истово молится тот же самый человек, который некогда пускал слюни и дрыгал ножками на сцене. Фильм был воспринят как откровение. Лучший христианский фильм года, шесть статуэток «Ника», шесть «Золотых орлов» - это только часть золотого дождя наград, просыпавшихся на съемочную группу и лично Петра Мамонова. Из музыканта, известного узкому кругу ценителей, он внезапно превратился в почти сакральную фигуру, что-то вроде заступника всея Руси. «Остров» рвал рейтинги в клочья. Тайна этого успеха, возможно, хранилась на том сакральном острове русской культуры, где лежат ключи от России – страны, упорно верящей в чудо преображения зла в добро. Символом этой надежды стал Петр Мамонов.

Реакция на фильм разделила аудиторию на верующих и не верующих. «Петя как та цирковая лошадка, которая знает только один трюк, - говорит Артем Троицкий. - Вот Петя этот трюк всю жизнь и исполняет». Но сам Мамонов был другого мнения: «Я специально прошел весь этот путь, - говорил он за 10 лет до смерти. - Искорежился этим миром и теперь возвращаюсь обратно к себе».

Теперь Мамонова не стало. «Не надо обольщаться, что после нас только прах останется», - говорил он. От него остались не только память, записи и фильмы, но еще и эта неуловимая тень, уходящая в историческую даль и русскую глубину. Возможно, история его жизни, как некогда история Пушкина и Толстого, эта некая мифологическая отметина, так до конца и не заживающий шрам на крутых бицепсах нашего времени, напоминающий, откуда мы идем и куда в конце концов должны прийти.

Фото: Андрей Никеричев, Сергей Киселев / АГН Москва.