В Воронежской области нашли всемирное наследие

Мария ЕРМАКОВА

11.02.2020

Историко-культурный комплекс «Дивногорье» на шаг приблизился к тому, чтобы стать частью всемирного наследия ЮНЕСКО.

На прошлой неделе объект получил первое одобрение на включение его пока что в предварительный список ЮНЕСКО: заявку российских экспертов поддержал Национальный комитет ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников, является консультационным органом ЮНЕСКО).

Музей-заповедник появился около тридцати лет назад на месте мелового плато в Воронежской области. Свое название местность получила от «дивов» — меловых столбов-останцев. В Дивногорье сохранились пещерные храмы, раннесредневековые хазарские постройки, курганы бронзового века, стоянки и места загонной охоты первобытного человека. 

Также на днях Россия направила в Центр всемирного наследия в Париже документы для включения в основной список ЮНЕСКО памятника первобытного искусства эпохи неолита «Петроглифы Онежского озера и Белого моря» (возраст 6–7 тысяч лет), расположенного в Карелии. При удачном стечении обстоятельств этот объект рассмотрят на сессии Комитета всемирного наследия уже в 2021 году. 

Все заявки готовит Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Лихачева (Институт Наследия). О том, у каких объектов больше всего шансов попасть в основной список ЮНЕСКО в ближайшие годы, «Культуре» рассказала руководитель отдела всемирного наследия и международного сотрудничества Института Наследия Надежда Филатова. 

По ее словам, Россия активно работает над увеличением числа объектов в Списке всемирного наследия, но поставленной задачи — войти в топ-5 стран до 2030 года — добиться практически невозможно, ведь в год страна может предлагать только один объект. Однако Филатова считает, что продвинуться в этом рейтинге вполне реально. Сейчас Россия занимает 9-е место с 29 памятниками. Еще один памятник — это Херсонес Таврический, который по системе ЮНЕСКО относится к Украине.

Включение в список ЮНЕСКО — это не только высокий международный статус для памятника, но и особая его защита, а также привлечение дополнительного туристического потока. А значит, и поддержка региона, где он находится.

Помимо основного списка у ЮНЕСКО есть предварительный. Сейчас у России в этом «зале ожидания» находится 25 объектов — 19 культурных и 6 природных, и не у всех одинаковые шансы попасть в основной список. Как рассказала Надежда Филатова, залогом успеха является «заинтересованность региона в продвижении своей номинации, последовательная совместная работа властей, ученых и экспертов в области всемирного наследия».

Для того чтобы объект, достойный включения в престижный перечень, в него попал, необходим большой пакет документов — так называемое номинационное досье, а также план управления объектом. Эксперты должны доказать, что памятник в своем роде уникален (имеет выдающуюся и универсальную для всего мирового сообщества ценность), хорошо сохранился, в достаточной степени подлинный. А план управления должен содержать все принципы и подходы, которые помогут правильно использовать и сохранить памятник в дальнейшем.

Помимо карельских петроглифов Институт Наследия сейчас занимается подготовкой документации для еще двух претендентов в основной список — это «Заповеданное Кенозерье» и «Памятники морских арктических зверобоев Чукотки».

Документы по «Заповеданному Кенозерью», по словам эксперта, будут готовы к осени 2020 года. Вполне возможно, что до конца текущего года эта заявка будет отправлена на рассмотрение в Париж, и в 2022–2023 годах попадут на сессию Комитета всемирного наследия. А это значит, что в случае одобрения Комитетом его включат в основной список и уже в 2022 или 2023 году он сможет получить престижный статус объекта всемирного наследия.

«Заповеданное Кенозерье» — это уникальный крестьянский ландшафт с традиционным укладом жизни в окружении первозданной природы. В него входят сельскохозяйственные кластеры, деревни с часовнями, в которых сохранились знаменитые северные расписные «небеса». И в отличие, например, от того же заповедника «Кижи», где все объекты музеефицированы, эти памятники деревянного зодчества находятся в своей естественной среде, постоянно используются местными жителями. Это живая агломерация, заповедник русской северной культуры», — рассказала Надежда Филатова. 

Интересно, что Кенозерский нацпарк с 2004 года уже включен в список биосферных заповедников ЮНЕСКО. 

«Памятники морских арктических зверобоев Чукотки» также имеют все шансы стать объектом всемирного наследия в ближайшие годы. Наследие Чукотки — традиционная для НИИ Лихачева тема. Ее многие годы вела известный ученый Людмила Богословская. После ее смерти в 2015 году эту работу продолжили ее коллеги совместно с другими известными исследователями Чукотки.

«Памятники морских арктических зверобоев Чукотки» — это часть Дежнёвского массива, самой восточной точки России и Евразии. Все элементы расположены компактно друг к другу и относятся примерно к одной и той же культурной традиции. Эквен — древнеэскимосская традиция, Нунак — средневековая, а Наукан — средневековая, просуществовавшая до середины XX века. Коренное население покинуло эти места в 1950-е годы, вернее, было выселено оттуда», — объясняет Филатова.

Эта номинация уже фактически готова для продвижения в основной Список всемирного наследия , что может так же, как и с «Заповеданным Кенозерьем», случиться к 2022-2023 году. 

Еще один российский объект, находящийся на «низком старте», — «Исторический центр Гороховца» во Владимирской области. Он продвигается параллельно с карельскими «Петроглифами Онежского озера и Белого моря». Гороховец — город, основанный в XII веке на правом берегу Клязьмы как крепость, охранявшая юго-восточную границу Владимиро-Суздальского княжества. Известен своими ренессансными каменными палатами и особой архитектурой храмов, соединившей средневековые и ренессансные мотивы.  

Если обе номинации будут успешно рассмотрены в Центре всемирного наследия, пройдут обсуждение в ИКОМОС — Россия будет принимать решение, какой из этих объектов можно представлять на сессию ЮНЕСКО в 2021 году. 

Фактически готовы и два других российских потенциальных объекта всемирного культурного наследия. Первый — «Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш» в Башкортостане — самое древнее собрание пещерной живописи на территории Восточной Европы и Северной Азии. Возраст рисунков составляет 14–14,5 тысячи лет. И второй – «Спасо-Преображенский собор и Городской вал древнего Переславля-Залесского».

Фотографии с сайта www.divnogor.ru