Задачи нового министра культуры: развитие кино и нацпроект

Мария ЕРМАКОВА

22.01.2020


Новым министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, последние два года занимавшая пост главы департамента кинематографии Министерства культуры. Стремительно ворвавшаяся в культурную политику, она станет четвертой женщиной на этом посту за всю историю России.

Итак, чего можно ожидать от нового министра?

Сценарист, продюсер, телевизионщик, Ольга Любимова во главе Минкультуры — назначение, неожиданное для многих. Впрочем, как и назначения других «новичков» кабинета министров, созыв которого был и сам сродни остросюжетному фильму. 
Да, ни один прежний министр из социального блока не сохранил свой пост. И все же, на смену Владимиру Мединскому, возглавлявшему культурное ведомство с 2012 года, пришел человек из его команды, хоть и достаточно новый. Это говорит и о некоей преемственности, и в то же время о желании идти дальше.  

Не секрет, что, несмотря на всю сбалансированность своей политики, душой Мединский более всего ратовал именно за кинематограф. Департамент кино — единственный, который он почти все время своего руководства курировал лично. При нем впервые стали проводиться открытые питчинги-презентации кинопроектов. Решения о выделении госфинансирования на производство игрового, документального и анимационного кино стали прозрачными. 

Несмотря на это, за фильмы доставалось министру нещадно: дескать, «кино плохое», «денег даете не тем». Хотя, если говорить открыто, разгуляться с бюджетом Минкультуры не получается ни дающему, ни берущему государственный рубль. Ежегодное финансирование киноотрасли порядка 7 миллиардов рублей — это средняя стоимость одной голливудской картины. Однако печальная ситуация с выделением денег на культуру по остаточному принципу — проблема, выходящая за пределы полномочий министра. 

Денег мало, и каждая ошибка стоит слишком дорого. Но работали с чем есть: Мединский взял курс на поддержку отечественного кинематографа, уговорил прокатчиков отдавать российским фильмам 20 процентов сеансов. А на последнем совещании с лидерами киноотрасли, которое теперь уже бывший министр провел 20 января, озвучено, что доля российского кино в прокате в 2020 году может превысить 30 процентов. 

К воодушевляющим цифрам новогоднего проката, когда 8 из 10 проданных билетов были на российский фильм, во многом привела именно Ольга Любимова. Упор на дистрибуцию и более вдумчивое продвижение картин, беспрецедентная открытость информации об удачах и неудачах отрасли (базу данных впервые полностью открыли в октябре 2019 года по настоянию Любимовой), — так можно охарактеризовать ее курс.
В ее лице распределение господдержки кино доверили человеку, знающему профессию изнутри. Любимова умеет не только оценивать кино, но и его создавать. Сценарист, продюсер. Практик. В её портфеле документальных кинопроектов — более 80 фильмов. 

Логично, что надежды на Любимову как на нового министра связаны в первую очередь с кино. Значит ли это, что вниманием к «важнейшему из искусств» станут злоупотреблять? Сложно представить, какой путь предстоит проделать отечественному кинематографу, чтобы можно было отвести от него пристальный взгляд, и все же. Как быть с музеями, театрами, литературой, реставрацией, наукой и образованием? 

Любимова начала свою карьеру на телевидении как журналист — сначала корреспондентом Третьего канала и программы «Ортодокс» на ТВЦ, затем ведущей программ «Москва-2009» и «Город и люди» на телеканале «Столица». Затем стала уже руководить телепроизводством. В 2016 году вошла в Дирекцию социальных и публицистических программ Первого канала. Такой бэкграунд говорит о том, что Любимова хорошо разбирается во многих сферах общества в целом, культуры в частности, понимает общий контекст и умеет находить нужных специалистов.

К тому же нельзя забывать, что Ольга Борисовна — человек из династии выдающихся деятелей культуры. Отец — и. о. ректора Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина Борис Любимов (который, кстати, заявил, что назначение дочери на столь высокий пост стало для него неожиданностью). Прадед по матери — актер Художественного театра Василий Иванович Качалов (Шверубович), дед — Вадим Шверубович — театральный деятель, был заведующим постановочной частью МХАТа. Дед и бабушка по линии отца были известными литературными переводчиками. В общем, история семьи говорит о многом, включая шансы на принятие нового министра в кругу российской интеллигенции.

Назначение Ольги Любимовой на пост министра культуры уже поддержали народный артист России Денис Мацуев, худрук МХАТ имени Горького Эдуард Бояков и худрук Александринского театра Валерий Фокин, глава Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов, режиссеры Карен Шахназаров и Александр Адабашьян и другие известные деятели культуры.

Над чем предстоит работать? Ключевыми задачами работы нового правительства в целом названа реализация утвержденных нацпроектов. Именно отставание в этой работе считают одной из главных претензий к кабинету Дмитрия Медведева. 
Первоочередную задачу для культуры обозначил в своем последнем Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин. Он отметил, что, хотя в рамках нацпроекта выделяется более 8 миллиардов рублей на  оборудование и музыкальные инструменты для детских школ искусств, проблема — шире.
«Сейчас более тысячи помещений, где размещены такие учебные заведения, обветшали или просто непригодны для занятий. Прошу Правительство помочь регионам привести их в порядок», — сказал президент. 

С чего начать — уже ясно. В целом же нацпроект «Культура», над которым предстоит работать Ольге Любимовой, — это три направления: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура». Главной целью обозначено увеличение числа посетителей учреждений культуры к 2024 году на 15 процентов.

Фото на анонсе: Александр Авилов /АГН «Москва», 
Вячеслав Прокофьев / ТАСС.