Мединский показал кино лицом

Алексей КОЛЕНСКИЙ

21.01.2020

20 января 2020 года в Министерстве культуры прошла встреча Владимира Мединского с крупнейшими российскими кинопродюсерами. Речь шла об успехах отрасли и перспективах на 2020 год.

Исполняющий обязанности министра сообщил, что доля зрителей российских фильмов в минувшем году превысила 23 процента, но в новом может увеличиться до тридцати. Повод для оптимизма дают новогодние сборы — с первого января наши картины заработали более 5 млрд рублей, «отжав» у зарубежных конкурентов почти 80 процентов рынка (посмотрели наши картины более 20 млн зрителей). Лидер проката, немудреная комедия Клима Шипенко «Холоп», получила 2,6 млрд рублей, бросив вызов чемпиону зрительских симпатий — спортивной драме Антона Мегердичева «Движение вверх», в позапрошлом году едва не дотянувшей до трех. 

Продюсер «Движения вверх» Леонид Верещагин отметил ключевые этапы прогресса отрасли:  

— Налаженная работа министерства с дистрибьюторами и производителями позволит добиться заявленного прироста аудитории. Второй момент — в России во всю заработали кинокомиссии (региональные организации, поддерживающие работу съемочных групп. — «Культура»). Мы имеем дело с московской кинокомиссией и считаем это сотрудничество удачным. Фактически региональные комиссии заменили собой продюсеров — взяли на себя транспортную логистику, договоры с натурными объектами. Третье и очень серьезное достижение — рибейт (частичная компенсация затрат из региональных бюджетов. — «Культура»). В девяностых страна открылась затопившему ее потоку американских фильмов. Если говорить о блокбастерах, спасающий мир герой был непременно американцем, а злодей — из России. Это понятно: будь он из Польши или Чехии, драма бы не заработала. Но сейчас мы можем сами регулировать этот процесс и не давать возможности делать на нашей территории такое кино. 

Владимир Мединский поддержал спикера: 
— Что касается рибейтов, надо взять их под контроль, с содержательной точки зрения, что снимать. Дабы не финансировать те фильмы, где русские — исчадия ада, снятые на Красной площади. Чтобы смотрели за этим содержательно. Но и самое главное — создание максимально выгодных условий поддержки производителей. 

Автор «Вторжения» Федор Бондарчук поздравил Эдуарда Илояна с успехом спродюсированного им «Холопа» и отметил, что последний стал итогом репертуарной политики, цивилизованно согласованной лидерами отрасли и министерством. «Холоп» уже заработал более миллиона долларов в немецком прокате, неплохо стартовал в Великобритании, Австрии и Швейцарии. Это первый международный успех российской комедии. 

Сопродюсер «Союза спасения» Анатолий Максимов поблагодарил за социологический портрет среднестатистического отечественного зрителя, еженедельно обновляемый Фондом кино в рубрике «Исследование киноаудитории». Сотрудники проекта регулярно опрашивают зрителей, выходящих из залов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Краснодара. Объем выборки — 1200–1500 человек за уикенд — позволяет сформировать представление о поклонниках важнейшего из искусств, средний возраст которых подрос до 29 лет.

Руководитель кинокомпании СТВ Сергей Сельянов посетовал на скромное бюджетное финансирование кинопроизводства, равняющееся четверти бюджета крупного голливудского блокбастера, и подчеркнул, что процент успешных картин всегда и всюду невелик:

— Американцы снимают около восьмисот фильмов в год, тридцать из них забирают мировую кассу, полторы сотни демонстрируют посредственные сборы, а более шестисот проваливаются. И у нас та же процентовка, нет причин думать, что она изменится. Тем не менее нужно больше снимать и искать контакт с юными зрителями, отдающими предпочтение гаджетам. Я предлагаю вернуть практику абонементов, по которым российские картины могли бы посещать школьные классы. 

Владимир Мединский горячо поддержал идею продюсера анимационной богатырской франшизы и рассказал, что недавно держал в руках абонементские книжки учащихся гимназий и ремесленных училищ, в случае успеваемости имевших право на бесплатное посещение театров. Он поручил чиновникам и продюсерскому сообществу продумать реализацию классной инициативы в течение двух месяцев.

Директор департамента кинематографии Министерства культуры Ольга Любимова отметила рост популярности авторских лент, уже не ассоциирующихся с чем-то маргинальным. Живой пример — комедия «Давай разведемся!» Анны Пармас, заработавшая более 100 миллионов рублей.

Мединский подчеркнул также успехи поддержанных ведомством сериалов:
— Зрительская доля «Бориса Годунова» достигла 25 процентов телеэфира — как финал Кубка мира. Это самый впечатляющий результат для сложного исторического кино. 

И. о. министра поручил департаменту кинематографии подготовить график российских релизов 2020 года и согласовать его с представителями индустрии до 20 февраля. Также он пообещал учитывать онлайн- и телепоказы картин в системе учета Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС): 

— Соответствующий законопроект подготовлен министерством, внесен в правительство и включен в план законопроектной деятельности на 2020 год. Мы будем этот законопроект форсировать, — завершил встречу и. о. главы ведомства. 

Фото на анонсах Андрей Никеричев/АГН "Москва"