Попасть в струю

Юлия ГОНЧАРОВА

27.02.2014

90 лет назад, 28 февраля 1924 года, в Москве открылась первая в СССР выставка планеров. После нее сотни подростков потянулись в ОСОАВИАХИМ — планеризм стал одним из самых романтичных увлечений. Оказывается, воспарить в небеса можно и сегодня.

С виду планер напоминает обычный самолет: кабина, крыло, хвост, приборы не хуже, чем у современного истребителя, есть даже шасси, правда, одно. В конструкции не хватает только мотора. Летает машина без топлива и лошадиных сил, используя восходящие потоки теплого воздуха и с их помощью набирая высоту. Планерист может часами парить в облаках и преодолевать расстояния в тысячи километров. Мировой рекорд по дальности составляет 3009 км, а по высоте — 15 453 м, пассажирские самолеты в такую высь не забираются.  

Планер прошел путь от простейших конструкций из дерева и ткани до суперсовременных летательных аппаратов, использующих новейшие технологии. Но как он поднимается в воздух, если у него нет мотора? Существует несколько методов. Планер цепляют тросом к одномоторному легкому самолету, тот поднимает его в небо, затем планерист отсоединяет трос и парит самостоятельно. А самолет возвращается на базу. Этот способ самый удобный, но и наиболее дорогостоящий. 

Другой вариант — с помощью быстро вращающейся лебедки. На большую высоту планер так не забросишь: метров 700, не больше. Иногда летательный аппарат прицепляют к автомобилю, и планер поднимается по принципу воздушного змея. Самый зрелищный способ использовался на заре планерного спорта — принцип «рогатки». Выбирали пологий холм, планер ставили на стояночный тормоз. Резиновую ленту цепляли за хвост планера, и десяток дюжих молодцов, по пять с каждой стороны, натягивали концы ленты. Когда натяг становился достаточным, пилоту давали сигнал, он отпускал тормоз, и планер «выстреливал». 

Планеристом может стать практически любой, правда, крупным людям в кабине будет тесновато. С парашютом (основной и запаска тянут примерно на 20 кило) вес пилота должен составлять не больше 103 кг. Сначала ученики тренируются с инструктором на двухместном планере и только после 50 совместных полетов могут отправляться в самостоятельный.

— Освоив эти навыки, пилот встает на бесконечный путь самосовершенствования, — рассказал «Культуре» член Федерации планерного спорта России Алексей Спиридонов. — Чем больше опыта, знаний, тем лучших результатов можно достичь. Это выражается и в том, чтобы набрать большую высоту, отыскав более сильные восходящие потоки...

Планерный спорт появился после Первой мировой и стал развиваться в Германии. Почему именно там? Версальский договор запрещал немцам строить самолеты. В начале прошлого века первые кружки планеристов появились и у нас: в Москве, Тбилиси, Киеве, Петербурге, в Крыму. Среди конструкторов планёров (именно так долгое время назывались эти летательные аппараты и лишь сравнительно недавно ударение официально перешло на первый слог, а буква «ё» трансформировалась в «е») первого слета были такие мастера, как Ильюшин, Тихонравов, Ветчинкин, Черановский. 

В СССР развитие планеризма связано с ОСОАВИАХИМом. В 1920–1930-е годы при этой организации открылось множество планерных школ. К 1941 году нашим спортсменам принадлежали 13 мировых рекордов из 18 официально зарегистрированных. Из бывших планеристов вырос, например, известный летчик-истребитель Александр Покрышкин. После войны соревнования возобновились, заработали кружки, но к 80-м годам интерес к этому виду спорта стал падать. Советские планеристы стали уступать мировые рекорды американцам, немцам, чехам.

После распада СССР известный планерист и тренер Олег Пасечник взялся за возрождение забытого спорта. В 1993 году российская команда впервые выступила на чемпионате мира. Начали потихоньку приобретать опыт и побеждать. И если в вопросах высоты и дальности россияне сильно уступают зарубежным коллегам, то по смелости нам нет равных. В 2013 году наша команда на чемпионате мира стала победителем в демонстрации фигур высшего пилотажа. 

— Мы медленно, но верно движемся к тому, пока недостижимому, состоянию, что было при Советском Союзе, — говорит Алексей Спиридонов. — В первую очередь по массовости. В последние годы поднят очень важный вопрос о возрождении юношеских планерных школ, в которых с 14 лет под крылом ДОСААФ молодые люди и девушки начинали летать на простейших учебных аппаратах. Это был настоящий полноценный полет, но на высоте десять метров. Курсант самостоятельно пилотирует аппарат, в кабине он один. Как признаются многие выпускники таких школ (как правило, они избирают авиацию своей профессией), тот полет на учебной «Брошке» они запомнили на всю жизнь, и именно он предопределил их выбор...

Сейчас в России планерным спортом занимаются всего несколько сотен человек, а вот в Германии, например, — около десяти тысяч. Не хватает времени — на полеты иногда уходит целый день, денег — спорт не из дешевых, да и не популярен этот вид спорта. Однако, если в городе находятся энтузиаст и спонсоры, готовые вложить деньги в развитие планерного спорта, то дело идет. Клубы юных планеристов (принимают, как правило, с 16 лет) работают в Воронеже, Казани, Новосибирской и Орловской областях.

— Полет на планере — это огромное удовольствие, он сравним с полетом птицы, — говорит Алексей Спиридонов. — Даже лучше. Птицы то мигрируют, то корм ищут. А тут — просто паришь в свое удовольствие...