27.06.2019
культура: Перед съемками Вы посетили Петропавловской собор. Подозреваю, что у Вас особое отношение к историческим объектам. По большинству из них Вы, наверное, могли бы водить экскурсии?
Дружинина: Ну экскурсии вряд ли, хотя я понимаю, о чем вы говорите. Хорошо рядом нет Анатолия Михайловича, а то он сказал бы: «Я уже 60 лет это слушаю. Пойду-ка постою в сторонке, покурю». Да, действительно, я неплохо знаю историю некоторых объектов, в том числе этого храма, являющегося усыпальницей русских императоров. С ним я познакомилась очень давно, еще в 1986 году. Здесь мы снимали почти все наши проекты — и «Гардемаринов», и «Тайны дворцовых переворотов». Храм сейчас находится в расцвете. Я отстояла службу, хор просто удивительный.
культура: Чего зрителям ждать от новых «Гардемаринов»?
Дружинина: В четвертой части будут сниматься те же актеры, что и в третьей, — Дима Харатьян, Александр Домогаров, Михаил Мамаев, Кристина Орбакайте и другие. Только подумайте, с тех пор прошло почти 30 лет. Столько воды утекло, столько в мире всего поменялось, но актеры по-прежнему рады войти в ту же реку. Каждый из них с удовольствием согласился продолжить нашу сагу. В следующем году Харатьяну исполнится 60 лет. Думаю, в юбилей ему будет очень приятно стоять на палубе корабля.
В новой картине к «старикам»-гардемаринам присоединятся их взрослые дети. Если вы пересмотрите предыдущие части, то вспомните, что у Алеши Корсака и Софьи родился мальчик, а у Анастасии Ягужинской и Саши Белова — девочка. Дети выросли, и теперь на них ляжет ответственность за любовную линию фильма.
культура: Вы сказали о корабле. Неужели гардемарины наконец-то спустятся на воду?!
Дружинина: Да, час пробил! Они теперь не будут просто сидеть в седлах и драться на шпагах — хватит гардемаринам скакать. Они выйдут в море и помогут Александру Суворову в очень сложном сражении за город Кинбурн, которое произошло в 1787 году. Это было начало второй Русско-турецкой войны. Замысел фильма возник очень давно.
культура: Как раз собирался спросить об этом.
Дружинина: Мы взяли за основу это событие не из-за того, что сейчас Крым у всех на слуху. Идея снять фильм появилась еще в 80-х, когда даже Советский Союз еще не распался. Это был приказ нашего главнокомандующего в сценарном триумвирате — Юрия Нагибина, Царство ему Небесное. Он сказал: «Хватит им скакать. Пора спуститься на палубы и заняться своим делом». Мы почти сразу начали искать, где и когда это могло бы произойти. Появилась идея построить историю вокруг кинбурнского сражения, в котором наш доблестный полководец Александр Суворов смог одержать победу над турецким десантом и преградить врагу дорогу на Крым.
культура: Если Вы следите за работами коллег, то, наверное, обратили внимание, что в последнее время зрители и кинокритики рассматривают исторические фильмы чуть ли не под лупой, чтобы выявить недостоверные детали эпохи.
Дружинина: Да, понимаю, о чем вы. Знаете, все хорошо в меру. Мы ведь снимаем не хронику или документальное кино. Это художественный фильм, а к нему совершенно другие требования. Да, конечно же, очень важно сохранять принципиальную достоверность. Когда мы начинали снимать «Тайны дворцовых переворотов», то очень точно следовали языку эпохи, который сохранился в бумагах того времени. Однако выяснилось, что современный зритель не воспринимает анахронизмы. А, между прочим, зря. Мне было важно рассказать, в том числе и через язык, о том, откуда мы родом. К сожалению, сегодня все забывают об этом. А, как вы знаете, народ без корней — народ без будущего. И тем не менее думаю, что иногда можно пойти на некоторую стилизацию, главное, не катастрофическую с точки зрения истории. Никто не должен бегать в шортах и джинсах рядом с Суворовым.
Это будет смешно. Нюансы же корректируются для того, чтобы молодая аудитория могла понять и принять повествование.
культура: Могут ли подобные фильмы нести в себе образовательную нагрузку?
Дружинина: Обязательно! Это совершенно просветительская работа. Некоторые почему-то считают, что это оскорбительно, но у меня другое мнение. Фильмы должны нести в себе смысловую нагрузку, расширять кругозор, увлекать зрителей в новые миры, с которыми им захочется более подробно познакомиться самостоятельно. В этом смысле я работаю для школьников старших классов. А также для дедушек и бабушек, которые тащат внуков в кино.
культура: Наверное, в молодости они с увлечением смотрели первую часть франшизы?
Дружинина: Да, на моих фильмах выросло не одно поколение зрителей. Многие пишут, поддерживают, обещают привести в кино детей и внуков.
культура: С момента выхода первого фильма в 1987 году технический прогресс в области кинематографа шагнул далеко вперед. Вам близки эти новшества?
Дружинина:У нас тоже будут использованы новые технологии, масса компьютерной графики. Будет в картине и то, что сейчас называют экшном. Он и раньше существовал, только назывался иначе. В целом новые технологии — это прекрасно. Теперь вместо того, чтобы кататься с камерой на тележке, можно просто пригласить стедикамщика. Это позволяет очень гибко использовать время, место и пространство.
культура: А мне казалось, Вам, как режиссеру старой закалки, в первую очередь важен актер...
Дружинина: Одно другого не отменяет. Я всегда говорю съемочной группе, что нам предстоит бежать длинную дистанцию. У каждого свой отрезок маршрута, и его нужно пройти как можно четче. Но разрывает финальную ленточку актер. Мы все обязаны работать на него.
культура: Почему Вы выгоняете журналистов с площадки, когда работаете с актерами? Молодые режиссеры, как правило, не обращают внимания на суету вокруг них.
Дружинина: Видимо, они не понимают, что такое работа с актерами. А ведь это очень интимный процесс. С каждым он проходит индивидуально. Все мы разные, каждый человек — целый мир. Нужно постараться найти с ним контакт, проникнуть в его вселенную и помочь вытащить оттуда то, что требуется в данный момент для роли.
культура: Один из лозунгов фильма: «Жизнь — Родине, честь — никому!» Насколько эти слова современны?
Дружинина: Они абсолютно современны! Мы недавно отсняли один из блоков в Севастополе. Я побывала в потрясающем нахимовском училище. Посмотрела на ребят, которые там учатся, пообщалась с ними. Они удивительные. Для них понятия Родины и чести смыслообразующие. И девиз: «Жизнь — Родине, честь — никому!» они даже в таком юном возрасте воспринимают по-особому. Мы вскоре вновь будем снимать в Севастополе. Надеюсь, юные нахимовцы тоже будут участвовать в процессе. Знаете, вот говорят, мол, новое поколение у нас потеряно, тем они не хороши, здесь ведут себя не так, как мы... Да не потеряно оно. Связь времен не рвется. Да, порой заиливается, покрывается тиной. Очищать надо.