09.02.2019
80 лет назад в стране шла подготовка к XVIII съезду ВКП(б), и это было главной темой публикаций газеты «Советское искусство». Деятели театра и кино, музыканты и художники, писатели и журналисты встречали высший партийный форум победами на культфронте, делились творческими планами, ставили перед собой перспективные задачи. В общем, ничего экстраординарного для советской прессы той поры. Хотя некоторые материалы могут наших современников удивить.
К примеру, статья музыковеда Льва Данилевича, вышедшая на второй полосе номера за 12 февраля 1939-го. Примечательна она не столько тем, что касается творчества знаменитого композитора, сколько весьма необычными для популярного издания спецификой и скрупулезностью критического анализа. Показывая, что именно в песне Исаака Дунаевского «Физкультурная» хорошо, а что — плохо, Данилевич аргументирует свои соображения с помощью тут же опубликованных фрагментов нотной записи. Интересно, на какую в процентном отношении часть читателей «Советского искусства» этот аргумент подействовал особенно сильно, ведь не всякий человек даже с музыкальным образованием сможет в уме проиграть мелодию по нотам.
«Эта музыка мало художественна, — пишет авторитетный критик. — Но неудача песни объясняется не только недостаточно высоким качеством музыки. Работая над песней, композитор сделал принципиальную ошибку: содержание героического по своему характеру текста... он попытался раскрыть музыкой легкого жанра».
Как отреагировал Дунаевский? История об этом, похоже, умалчивает. Зато известно, что и до выхода нелицеприятной для него статьи, и впоследствии Исаак Осипович сочинил очень много хороших песен, в том числе к фильмам «Вратарь», «Веселые ребята», «Три товарища», «Весна», «Кубанские казаки» и другим. Музыкальная фраза из его «Песни о Родине» долгие годы звучала на Всесоюзном радио в качестве позывных, а написанный им — совместно с Марком Лисянским и Сергеем Аграняном — шедевр «Дорогая моя столица» по сей день является официальном гимном Москвы.