04.12.2018
Мне нравится идея наречения российским аэропортам имен замечательных русских людей. Нравится тем, что мы окончательно перестаем быть страной безымянной истории, страной без героев.
Пара царей, полдюжины полководцев, дюжина писателей и художников, хорошо если два десятка героев Великой Отечественной — такой багаж знаний большинство из нас приобретает в школе и в лучшем случае несет его без потерь через жизнь, а не так что «Картина Репина «Боярыня Морозова». Наша история должна перестать быть безымянной. И для этого хорошо, чтобы имена великих людей были на самом видном месте. А уж названия аэропортов — куда как виднее.
Герой — это человек, который действует вопреки обстоятельствам и движет историю вперед. Судьба великого народа не вершится без таких людей, и они должны быть примером новым поколениям. Поэтому называть аэропорты славными именами — великолепная идея, и те, кто придумал такой конкурс, молодцы. И еще большие молодцы те, кто в нем активно голосовал, добавлял имена, волновался и спорил.
Кто говорит, что такие конкурсы разделяют общество и возбуждают страсти, не понимает, что именно горячности нам и не хватает по отношению к прошлому. Конечно, в чем-то конкурс был не без огрехов: некоторая банальность имен, игнорирование крупнейших деятелей русской авиации, увлечение «местными» национальными героями. Но сотни тысяч человек обращались к энциклопедиям и «Википедии», узнавали о кандидатах, делали свой выбор. Переживали, что не включили Егора Летова (впрочем, его именем назовут частный аэродром). Болели за «любимчиков» и по мере сил накручивали голоса. Некоторые прапорщики впервые узнали: существовал некий Иммануил Кант, и он писал что-то непонятное. Конкурс сам по себе способствовал огромному расширению кругозора наших сограждан. Возможно, именно этим такой демократичный отбор «снизу» стал лучше, чем более, конечно, разумный выбор экспертами. Много суеты, но много и живого чувства.
Мы вырвались за однообразный список канонических имен и получили новых рекордсменов: в трех городах Приамурья и Приморья лидировал граф Муравьев-Амурский. И в Благовещенске он безоговорочно победил. Сыграла ли свою роль пятитысячная купюра? Нет, люди реально поняли, кто такой Муравьев-Амурский, осознали, что именно благодаря ему Россия приросла огромными землями, и высказались за него.
Вообще на окраинах в именах аэропортов был еще один особый смысл: напомнить и себе, и соседям, что здесь Россия, — и поэтому так напористо люди голосовали за Елизавету Петровну, вопреки всемирной славе профессора Канта. И очень жаль, что кое-где, как в Анадыре, имя первооткрывателя — в данном случае Семена Дежнева, — даже не попало в «шорт-лист».
Особенно много досталось внимания спору в Мурманске, где соревновались советский полярник Папанин и русский царь Николай II. То, что в итоге победил император, хорошо для всех, независимо от политического смысла. В Мурманске и так всё «имени Папанина». А вот узнать о вкладе последнего императора в строительство Мурманска и первой в истории заполярной железной дороги, в развитие русской авиации и полярных исследований — это то самое расширение исторического кругозора, которое было столь важной составляющей для конкурса.
Будем честны, никто не интересовался историей деревень Внуково, Кольцово, Емельяново, даже говорящим названием «Шереметьево». А вот биографией того, в честь кого назван аэропорт, заинтересуется немалое число людей. А значит, в нашей жизни появится больше исторических маяков.
Идея провести конкурсное голосование о присвоении российским аэропортам имен изначально выглядела свежо и демократично. Она подвигала лишний раз всерьез поговорить об истории, где-то не соглашаться и спорить. Но в итоге только «спорить» и осталось.
Так, громкий скандал разгорелся вокруг возможности присвоения калининградскому аэропорту имени Иммануила Канта. Сторонники данного шага считали, что раз великий философ провел всю жизнь в этих краях, а его могила, кстати, является главной достопримечательностью Калининграда, то вполне заслужил быть увековеченным. Не его вина, что земли, где он жил, через полтора века из немецких стали русскими, да и при жизни Кант успел побыть российскоподданным — во время Семилетней войны, когда Восточная Пруссия была под нашей юрисдикцией. Противники же напоминали о том, что в пункте «Критерии» конкурсной документации написано «в качестве имен-претендентов для присвоения аэропортам могут быть предложены имена выдающихся соотечественников, внесших значимый вклад в развитие и становление России, в том числе получивших мировое признание», а свою славу Кант получил позже мимолетного факта российского подданства.
Человек он, бесспорно, великий, но из Калининградской области в свое время сознательно убрали всю немецкую топонимику, и ее возвращение даже на плечах автора категорического императива выглядит некоей диверсией. Что же до уважения к могиле Канта, то одно мало связано с другим: в Лондоне похоронен Карл Маркс, а в Париже целый сонм знаменитостей со всего мира, но никто же не предлагает переименовать столицы Англии и Франции в Карл-Маркс-штадт и Бунинвиль. Правда, Балтийский федеральный университет и так уже носит имя мыслителя, но… В итоге споры превратились в дрязги, и дошло даже до осквернения той самой могилы невольного их виновника.
Не лучшим образом все сложилось и в Омске. Там в список номинантов попал Егор Летов, и идею назвать аэропорт именем панк-рокера горячо поддержали. Вот только чиновники от такой популярности насторожились и после захвата Летовым первых позиций в гонке начали говорить: дескать, лидирует создатель и солист «Гражданской обороны» исключительно в интернет-голосованиях, а в зачет они не идут, и нечего поднимать на щит маргинальных музыкантов.
Наконец, отчасти фарсовым вышло голосование по мурманскому аэропорту. Здесь главными кандидатами оказались Николай II и знаменитый исследователь Арктики Иван Папанин. Поклонники последнего российского государя, традиционно крайне рьяные в защите и прославлении его имени, сочли дополнительным вызовом факт противоборства именно с Папаниным, еще до северной стези служившим в годы Гражданской войны в Крымском ЧК. В итоге голосование, подразумевавшее дискуссии, но в первую очередь замышлявшееся как техническая процедура, превратилось в соревнование амбиций «красных» и «белых» со всей страны. Лидером из забега вышел император, точнее, его вознесенное на щит имя, а на третьем месте и с большим отставанием остался дважды Герой Советского Союза летчик Борис Сафонов, который мог бы стать компромиссом для обеих сторон.
Войны памяти — дело повсеместное. В США и на Украине вообще доходит до сокрушения памятников. У нас, к счастью, именно в этом конкурсе крушат только нервы и странички для голосования, хотя вон уже и до вандализма доходит. Но именно эта легкая прогнозируемость очередного витка ругани рождает вопрос: неужели устроители конкурса не понимали, чем все закончится на этот раз? Или, наоборот, очень хорошо понимали и переключали внимание?
Давайте дождемся сладкого мига, когда число аэропортов в стране превысит количество трудностей. Вот тогда неоновых аэропортовых вывесок хватит для достойных деятелей по версии всех сторон.