Поддержать, но доработать

Ксения ПОЗДНЯКОВА

08.11.2018

За неделю до первого чтения законопроекта, направленного на борьбу с «билетной мафией», обсуждение правительственной инициативы прошло в комитете Государственной думы по культуре.

В заседании приняли участие заместитель министра культуры Павел Степанов, представители крупных столичных театральных и концертных площадок, прокуратуры, электронных сервисов по продаже билетов.

По замыслу профильного министерства, проект закона призван бороться с незаконной перепродажей билетов на культурные мероприятия. Инициатива запрещает реализацию билетов по цене выше их номинальной стоимости. Также предлагается разрешить продажу билетов на мероприятия только учреждениям культуры или уполномоченным лицам, с которыми такие организации заключили договор, и ввести именные билеты на особо популярные мероприятия. Кроме того, на сегодняшний день существует проблема, когда перекупщики сдают нереализованные билеты в кассу буквально за четверть часа до начала мероприятия. Театр обязан вернуть деньги. Реализовать же сданные билеты администрация не успевает, отчего театр несет колоссальные убытки.

Эксперты и члены комитета по культуре обнаружили в тексте проекта ряд моментов, которые нуждаются в обсуждении и корректировке. По их мнению, предложения правительства о порядке реализации и возврата театральных и концертных билетов могли бы быть усовершенствованы ко второму чтению законопроекта.

«Есть целый ряд вопросов, которые мы хотим уточнить уже сейчас, чтобы, докладывая законопроект в первом чтении, мы могли четко понимать направления, в которых он будет совершенствоваться в дальнейшем», — ​подчеркнула глава комитета по культуре Елена Ямпольская.

В частности, Ямпольская отметила, что проект закона никак не затрагивает проблему «сайтов-зеркал», которые перепродают билеты с многократной наценкой. «На удивление в этом законопроекте нет об этом ни слова, а это самая болезненная тема. Так как на сегодняшний день «зеркала» есть и у официальных сайтов театров, и у официальных распространителей билетов», — ​сказала председатель комитета. По ее словам, главная проблема заключается в том, что «зеркала» зачастую находятся в поисковиках строчкой выше официальных сайтов, и интернет-пользователи не всегда могут разобраться, какой портал легальный, а какой нет. «В итоге зрители вынуждены переплачивать во много раз по сравнению с номиналом, а театры несут серьезные репутационные потери, так как люди считают это наценкой самого театра», — ​подчеркнула депутат.

Еще одну серьезную тему затронул директор театра «Практика» Борис Мездрич, отметивший, что нельзя смешивать проблемы крупных столичных театров, страдающих от перекупщиков, и региональные труппы, которые нуждаются в системе агентов по продаже билетов. «Большая часть театров провинции далека от этих фокусников с билетами, и к ним нужно найти отдельный подход», — ​заметил Мездрич.

«Бороться с так называемой «билетной мафией» необходимо, — ​поддержала его Ямпольская, — ​есть целый ряд театров, особенно это касается Москвы и Петербурга, которые теряют выручку из-за деятельности мошенников, но резкое ограничение круга тех, кто продает билеты в регионах, создаст определенные проблемы для местных коллективов».

Представители электронных сервисов по продаже билетов и вовсе полагают, что сужение круга распространителей подтолкнет официальные агентства либо уйти в тень, либо вообще покинуть рынок.

В Генпрокуратуре обратили внимание на то, что законопроект ограничивает права граждан, так как предложенные меры лишают человека, не ставящего задачу нажиться, возможности продать «лишний билетик» за 5–10 минут до начала мероприятия. Что касается именных билетов, то, по мнению представителя прокуратуры, пока не разработан механизм, как театры планируют обеспечивать защиту персональных данных (скорее всего, им придется перенимать опыт авиа- и железнодорожных перевозчиков) и проход граждан на мероприятия.

13 ноября законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в части совершенствования порядка реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия) будет рассмотрен Госдумой в первом чтении, после чего в него, как рассчитывают в профильном комитете, будут внесены поправки. Обсудить их более подробно глава комитета предложила на круглом столе, посвященном законодательной поддержке театрального дела в России.

— Наша задача довести законопроект до такого состояния, чтобы, будучи принятым, подписанным, вступившим в силу, он не создавал неудобств для тех или иных добропорядочных участников процесса, а, наоборот, помогал им в работе. Чтобы в законе были учтены интересы как столичных знаменитых театров, так и их провинциальных коллег. Чтобы, борясь с перекупщиками, мы не потеряли добросовестных распространителей, — ​подчеркнула Ямпольская.

Таким образом, комитет в очередной раз выступил в качестве дискуссионной площадки, где деятели культуры могут вести открытый диалог с органами власти, сообща искать решения самых животрепещущих вопросов. Только за последнее время благодаря деятельности комитета удалось уладить ряд конфликтных ситуаций. Принятые поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии» сняли напряжение, которое возникло летом между киносообществом и государством, когда в результате ужесточения правил под угрозой оказалось проведение ретроспектив и множества тематических мероприятий.

Вмешательство комитета позволило разрешить и нелепую ситуацию, когда из-за формальных признаков детскому фильму был присвоен возрастной ценз 16+. В результате дискуссии, прошедшей в комитете, прокатчики нашли общий язык с министерством, а дети получили возможность увидеть хорошее кино.


Фото на анонсе: Вячеслав Прокофьев/ТАСС