От сектанта слышу

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист

04.09.2018

Одна из заметных тем общественного обсуждения — ​выступление в московском «Олимпийском» американского «коуча» и тренера по личностному росту Тони Роббинса. Желание небедных людей выложить от 30 до 100 тысяч за билет, чтобы неведомый заокеанский миллионер научил их, как стать еще богаче и успешнее, у многих вызвало недоумение, если не сказать раздражение.

Начнем с того, что единственный бизнес, которым занимался приехавший в столицу «учитель жизни» — ​это… выступление перед публикой за деньги. Сначала он ассистировал другому гуру успеха и мормонскому проповеднику Джиму Рону, затем открыл свою собственную богадельню. То есть всё, чему он может научить — ​как стать бизнес-тренером. И еще кое-чему по мелочи: например, вовремя избавиться от смешной фамилии Махаворик и стать сияющим, как голливудская улыбка, Роббинсом.

Советы гуру, транслировавшиеся во время его четырехчасовой речи, звучали примерно так: «Поставил цель — ​иди к ней», «Новое должно быть новым», «Делай то, что нравится»… В сочетании с отвратительной организацией, на которую жаловались и те, кого гуру вдохновил, и те, кого не очень, мероприятие показалось многим «приветом» из начала 90-х с их чумаками, кашпировскими, и даже «Аум Синрикё».

Но нашлись и те, кто считает, что выслушивание банальностей за большие деньги реально помогло. И они готовы отнести свои сольдо на Поле Чудес еще не раз, а тех, кто смеется над их наивностью, причисляют к бескрылым неудачникам, на которых не снизойдет «благодать», адресованная только истинно «просвещенным».

В этой интонации избранности и кроется одна из причин, по которой такие тренинги находят спрос в США и у нас. Гуру успеха — ​побочное ответвление гораздо более мощной группы американских религиозных телепроповедников, принадлежащих к «харизматическому» течению протестантизма. Лощеный дядя с зычным голосом орет в толпу через усилители: «Бог любит тебя! Ты избран! Почувствуй его благодать! Аллилуйя!» — ​и толпа, зачастую заведенная еще и благочестивым рок-н-роллом, отзывается на эту «благодать», орет, визжит, хлопает в ладоши и воображает себя удостоенной сошествия Духа.

Богословской основой такого рода проповедничества стало возникшее в Европе радикальное ответвление протестантизма — ​кальвинизм. Согласно этому учению люди делятся на тех, кого Бог от начала мира предопределил к спасению, и тех, кто от начала мира предназначен к погибели. Спасенных и обреченных легко познать уже в этой жизни. Первые — ​удачники, им во всем сопутствует успех, у них отлично с деньгами, их все уважают и работа идет споро. Вторые же неудачники не только в будущем веке, но уже и в этом — ​у них всё не так, они не лучатся успехом, и денег у них нет.

Подчиняясь этой доктрине, последователи кальвинизма сбивались в группы, для них очень важно было доказать свою успешность, а тем самым — ​и религиозную избранность. Некоторые исследователи, например немецкий социолог Макс Вебер, считал, что это стремление к успеху и породило в конечном счете феномен капитализма. Большинство социологов с ним категорически не согласны, но шарлатанов, которые тоном ментора объясняют, что России для успеха нужно перенять «протестантскую этику», и по сей день не перевелось.

Всевозможные коучи вроде Роббинса — ​лишь подражатели знаменитых пасторов, заменившие Бога — ​маммоной. Но послание, которое они несут своей пастве, все то же: успех написан на ваших лицах. Тот факт, что вы сегодня здесь, говорит о том, что вы избранные. То, что вы смогли за этот семинар заплатить, — ​свидетельство, что вы уже достигли успеха. Неудачники злятся на вас потому, что вы не такие, как они. Хотите почувствовать себя еще более избранными — ​берите наш продвинутый курс, сегодня скидка — ​10 процентов.

Так это устроено «у них». Но наши-то люди — ​не протестанты. Им-то какая выгода? Зрители пришли туда именно за тем, что им было обещано на афишах, — ​за мотивацией. С ней у нас туго. Западные бизнес-модели в России работают плохо, метод «кнута» и «пряника» устарел в прошлом веке, каждый крутится как белка в колесе — ​и ради чего? То, что наше общество демотивировано, было ясно и до Роббинса. Теперь стало понятно, насколько серьезна проблема. Ведь многие из тех, кто хотел бы прийти, просто не нашли денег, так что потенциальная аудитория шарлатанов (не все будут ломить такой ценник) — ​огромна. А их влияние может оказаться куда разрушительнее, чем у Чумака с Кашпировским. Ведь если секта обещает успех, а его все нет и нет, выход из кризиса понятен, история «Аум Синрикё» многое в этом смысле объясняет.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции