Ваятель века

Татьяна СТРАХОВА

12.08.2018

На сотом году жизни, за четыре месяца до юбилея, скончался народный художник СССР и Армении, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Российской академии художеств Николай Никогосян.

Уроженец Армении, Никогосян почти всю свою долгую жизнь прожил в Москве, однако с родным краем связи не терял. Деятели армянской культуры часто становились его героями, а вековые традиции национальной пластики обогащали московскую арт-сцену. Созданные мастером портреты и памятники считаются классикой XX века как в России, так и в Армении.

Николай Багратович Никогосян родился 2 декабря 1918 года в селе близ Эчмиадзина. Одарен он был с детства. В юности выступал на танцевальной сцене, но тяга к пластическим искусствам победила. Его наставниками стали классики Сергей Коненков и Александр Матвеев.

Никогосян соединил наследие русской школы реалистической скульптуры и древней армянской традиции ваяния. Важным ориентиром ему служило искусство греческой архаики. Мощные образы, созданные мэтром, будто заряжены глубинной энергией Земли. Интерес к стихии цвета нашел воплощение в живописи, к которой художник обратился уже в зрелом возрасте.

Творческий путь патриарха отечественной пластики продлился почти 80 лет. Участие в выставках началось еще в 1940 году, а в военном 42-м Николай Багратович вступил в Союз художников СССР.

Но начиналось все не так гладко. По окончании Суриковского института молодой Никогосян не мог получить мастерскую, поэтому стал трудиться для Московского метрополитена. Довелось поработать и в архитектуре: именно Николай Багратович создал декоративные фигуры для фасадов высотного здания в Москве на площади Восстания (ныне Кудринской) и Дворца науки и культуры в Варшаве. В «оттепельном» 1956-м ваятелю была доверена честь представлять СССР на ХXVIII Международной биеннале современного искусства в Венеции. В 1977 году художник получил Госпремию СССР за памятник Аветику Исаакяну в Ленинакане (ныне Гюмри) и скульптурные портреты современников.

С 1985-го он начал передавать мастерство юным поколениям на факультете архитектурной пластики Академии им. Строганова. Пост профессора он оставил лишь в начале нового столетия.

В 2001 году Николая Багратовича приняли в ряды академиков, среди которых его стройная фигура в щегольском костюме с неизменной «бабочкой», с «львиной» седой шевелюрой выделялась подчеркнутым артистизмом.

Все феноменально долгое творчество художника пронизано гуманистическим пафосом. Никогосян останется в истории как великолепный мастер портрета. Ставя человека в центр вселенной, он тщательно разрабатывал драматургию героев. Проявляя искренний интерес к духовному миру персонажа, скульптор тяготел к обобщению, но умел сохранить индивидуальность. В созданной им галерее портретов образы Комитаса и Максима Горького, поэтов Аветика Исаакяна и Луи Арагона, пианиста Константина Игумнова, композиторов Арама Хачатуряна, Георгия Свиридова и Дмитрия Шостаковича, актеров Алексея Грибова и Тамары Макаровой, а также Анании Ширакаци, великого ученого Армении VII века. Композиция «Труженица Араратской долины» запечатлела облик матери художника.

Мастера высоко чтут и оплакивают в Армении, вручившей ему национальный орден Св. Месропа Маштоца. Этой стране и ее драматической истории посвящено немало произведений Никогосяна, включая памятники Комитасу, Микаэлу Налбандяну, Егише Чаренцу, установленные в Ереване. Стоит отметить памятные доски в Москве — ​архитектору Ивану Жолтовскому, Всеволоду Мейерхольду, Рубену Симонову и Борису Щукину.

Прирожденный монументалист, скульптор оставил след и в мемориальной пластике: высеченные им надгробия Каро Алабяну, Николаю Зелинскому, Леониду Енгибарову, Самуилу Маршаку, Вано Мурадели, Всеволоду Пудовкину, Евгению Урбанскому украсили Новодевичье кладбище и другие некрополи Москвы.

Вопреки возрасту Николай Багратович неустанно трудился. Начиная каждый день с рисунков, создал серию графических автопортретов, показанных вместе с уже хрестоматийными произведениями на недавних выставках. Отрадно, что к 95-летию Никогосяна была приурочена масштабная ретроспектива в залах Российской академии художеств, а в канун юбилея показ его работ под девизом «Уходящая классика. 100-летию мастера посвящается» устроила Новая Третьяковка. Произведения Никогосяна — ​скульптора и живописца — ​вошли в «несгораемый фонд» советского и российского искусства, они хранятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, многих региональных музеев России, а также в Государственной картинной галерее Армении, в Белоруссии, Казахстане, странах Балтии.


Фото на анонсе: Владимир Вяткин/РИА Новости