27.07.2017
В многочисленных поездках бумага, карандаши, тушь или акварель у Кузнецова всегда с собой. Всего в экспозицию вошло 120 рисунков и акварелей, сделанных почти в полусотне городов по всему миру.
С 2006 года пленэры — системная и неотъемлемая часть его жизни, сообщается во вступительном слове к выставке «Личный контакт / Архитектурная графика». На ней представлены работы за последние 10 лет, так что у зрителя есть возможность проследить, как меняется манера художника. Например, заметить, что в ранних вещах в основном используется тушь и карандаш, в них больше детализации, наблюдения. В более поздних — автор все чаще выбирает акварель, это рисунки-впечатления, эмоциональные и легкие. Они напоминают картины импрессионистов. Впрочем, по признанию самого архитектора, его вдохновляет творчество вовсе не всем известного Клода Моне, а друга мэтра — Джона Сингера Сарджента, художника-космополита, который был близок с импрессионистами и в то же время образцами для него оставались Веласкес, Гейнсборо и Ван Дейк.
— Православные иконы, Каналетто, Джованни Баттиста Пиранези, Хью Феррис, — продолжает список предпочтений Кузнецов.
— В каком городе Вам лучше всего рисовалось?
— В Венеции, конечно. С ней связано много — я участвовал в четырех биеннале. Люблю ее. Это выдающаяся натура. Сколько великих мастеров рисовали в Венеции. В Италию всегда ездили наши пенсионеры Академии художеств, так было принято. Москва — тоже очень рисовальный город.
— Старая или новая?
— Разная. И историческая, особенно сталинская, превосходна, и ВДНХ, и московские мосты...
Итальянских сюжетов, действительно, на выставке больше всего, и можно увидеть, как родина Возрождения повлияла на Кузнецова. Так, карандашная зарисовка под названием «Венецианская фантазия» соседствует с «портретом» офисного здания на Ленинском проспекте, ставшим одним из самых трудоемких проектов бюро SPEECH Чобан & Кузнецов. Его начали создавать еще до объединения компаний (в 2005-м), а сдали дом в эксплуатацию за год до того, как Сергей Олегович был назначен главным архитектором Москвы (в 2011-м). Современное строение с «волной» на главном фасаде, выполненное по всем европейским стандартам энергоэффективного проектирования, неоднократно отмечено профессиональными наградами. Оказывается, элегантно-сдержанный стиль имеет венецианские корни.
Отдельная глава экспозиции посвящена Вышнему Волочку. В 2010-м этот город Тверской области выбрали главным героем российского павильона на ХII Венецианской архбиеннале. На его примере архитекторы, в том числе и Сергей Кузнецов, изучали возможные пути развития и регенерации провинциальных поселений. Процесс исследования — монохромные карандашные зарисовки старой деревянной застройки и промзон — выделяется на фоне изображений мегаполисов уютом и каким-то тихим обаянием.
У каждого города, запечатленного Кузнецовым, свое настроение, и автор по-разному передает его на бумаге: Нью-Йорк — бурлящий, Канн — манящий, Восток (от Стамбула до Бухары) — загадочный, Париж — волшебный, Токио — скоростной, Москва — очаровательная...
Фото на анонсе: Валерий Мельников/РИА Новости