Режиссерские воззрения братьев Котт

Денис СУТЫКА

06.07.2017

Воспитанники мастерской Александра и Владимира Коттов во ВГИКе защитили дипломные фильмы. Каждая из картин повествует о трудных поисках убедительного персонажа, в котором могла бы воплотиться эпоха. Корреспондент «Культуры» посмотрел работы и выяснил, какое кино интересно снимать новоиспеченным режиссерам.


Арч Шермазанян, дипломная работа «Блудный сын»:

— Мой фильм создан по мотивам библейской притчи о блудном сыне. Я снял локальную историю о том, как однажды в Армении молодой человек бросил свой дом, отца и уехал в дальние края. Одни говорят, что главный герой сидит в тюрьме в Чикаго, другие — что стал вором в законе. 


Думаю, в условиях урбанизации это актуальная тема. Все мы отходим от корней и, как бы умирая, вновь возвращаемся к своим истокам. Я усилил конфликт, добавив старшего брата-охотника. Для него поступок младшего — позор семьи. Из-за беглеца от тоски и горя умирает мать, и старший клянется убить предателя.

Считаю, что каждый человек на каком-то этапе жизни — блудный сын. В фильме есть биографический контекст, ведь я тоже уехал учиться на режиссера. Мой дядя в свое время отправился в Грецию, и от него почти десять лет не было вестей. 

Я предпочитаю зрительское кино. В основе хорошей картины должна лежать понятная, близкая каждому история. Думаю, фильм должен быть доступен по мысли как охраннику, так и академику.

Сейчас я работаю над первой полнометражной картиной. Это будет интернациональная история, берущая начало в Закавказье и заканчивающаяся в Москве. По сюжету трое армян переезжают в столицу России, чтобы отомстить бандиту, который очернил доброе имя родного для них человека. Не имея денег и оружия, герои сталкиваются с мегаполисом, с совершенно другой жизнью. Я хочу показать различие между современными и архаическими ценностями. Московский блок мы уже отсняли, вскоре собираемся ехать в Тбилиси, а после — в Армению. Надеюсь, до нового года съемочный период завершится. 

Юлия Калинина, дипломная работа «Каникулы»:

— По сюжету моей картины трое молодых людей приехали отдыхать зимой в Крым, но отпуск у них, мягко говоря, не задался. У героев складываются довольно сложные взаимоотношения, это мешает им нормально провести каникулы. Я пытаюсь показать своеобразных русских мечтателей. Точнее — моих московских ровесников, у которых, кажется, все хорошо, нет никаких социальных проблем, они могут выбирать, что угодно, но при этом ничего не делают, а только говорят. Это вообще свойственно природе нашего флегматичного поколения.

В последнее время я очень много думаю над тем, кто бы мог стать современным героем, таким, чтобы люди хотели на него походить. Сегодня все главные действующие лица в нашем кино создаются от противного. Зрители понимают, что не хотят иметь ничего общего с этими персонажами. Было бы хорошо нащупать характер, который бы смог вдохновить моих сверстников.

Недавно читала роман Мариам Петросян «Дом, в котором...», книга написана о подростках. Вполне вероятно, что один из них может стать тем самым героем, на которого не стыдно будет равняться. Надеюсь, что произведение удастся экранизировать. Мне всего 23 года, так что эта тематика близка и понятна. Думаю, я могу осмыслить ее гораздо лучше, чем наши мэтры, которые опираются на опыт своих детей. 

Григорий Коломийцев, дипломная работа «Я остаюсь»:

— Этот фильм — итог студенческих поисков. Все мои картины пронизаны одной темой: как люди справляются со смертью близких. Полагаю, это чувство знакомо каждому, кто терял родных. Для меня «Я остаюсь» — возможность поговорить о себе и своих потерях, высказаться о наболевшем. 

Если рассуждать о кинематографе в целом, то мне ближе фестивальное кино, в рамках которого можно поделиться важными проблемами. Надеюсь, они будут интересны и широкому кругу зрителей. В мастерской нам пытались привить понимание того, что кино — это в первую очередь искусство. Оно должно решать высокие задачи. Хотя у каждого режиссера — свой путь. На моем курсе есть ребята, которые планируют заниматься так называемым коммерческим кино. Я же пока планирую снимать авторские фильмы.

 

Хава Мухиева, дипломная работа «Дерево»:

— Сюжет короткометражки «Дерево» родился из моих личных воспоминаний. В основу положены события 90-х годов, происходившие в Чечне. Сначала появились боевики, они грабили и убивали, а затем началась война. Я рассказываю о том непростом времени. Мы снимали в Ингушетии и Дагестане. Было очень важно найти именно каменные постройки: они, мне кажется, характеризуют дух кавказского народа. Фильм задумывался как полный метр, но в итоге мы очень многое сократили.  

Я не делю кино на зрительское и фестивальное. Считаю, что нужно смотреть все. Надеюсь в будущем найти золотую середину между запросами продюсеров, своим авторским видением и потребностями публики. Я бы хотела говорить на актуальные темы. Планирую снять фильм о смертницах и исламе. Будучи мусульманкой и наблюдая, как люди реагируют на нашу религию, хочу показать ее с другой стороны. К несчастью, на Кавказе сегодня эта тема очень болезненна. Мы каждый день видим, что радикалы кого-то убивают или взрывают. Это тяжелая история, так что я не тороплюсь, а подхожу к ней ответственно.

Благодарна своим мастерам за те знания, что мне передали. Они терпеливо к нам относились. Мне вообще учеба очень сильно помогла. Я выросла в традиционной семье, во ВГИКе меня раскрепостили и раскрыли.