Из населения в граждане

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист

22.06.2017

Древнейшей известной клятве гражданина на территории нашей страны около двух с половиной тысяч лет. Это присяга жителей Херсонеса, высеченная на камне и по сей день хранящаяся в собрании музея-заповедника. 

Херсонеситы обещали не отдавать ни эллину, ни варвару Керкинитиду (Евпаторию) и Прекрасную гавань (ныне Черноморское), блюсти территориальную целостность и сохранять достояние Херсонеса. Клялись не нарушать демократического устройства, а на злоумышляющих об этом — донести, то есть стоять за конституционный строй своего города-государства. Кроме того, честно служить на любом официальном посту и думать на нем о благе города и граждан, не замышлять неправедного деяния против земляков и никому не позволять этого, подавать голос в суде по закону, а не по пристрастию. 

Гражданин Херсонеса присягал не вступать в заговор против государства. Беря в свидетели Олимпийских богов, он призывал на свою голову благоденствие за исполнение клятвы, а в противном случае — «зло мне самому и роду моему, да не приносит мне плода ни земля, ни море, женщины не рождают прекрасных детей...».

Когда сегодня мы обсуждаем идею присяги при вступлении в гражданство России, невозможно не указать на этот величайший образец из прошлого, так непосредственно нас касающийся. Там — обещание не отдавать врагу святых земель Тавриды, и здесь она не помешала бы. Главное, справедлив сам общий принцип — перечислять основные возможные угрозы государству и защищаемые ценности, приносить клятву именно в связи с ними.

О клятве гражданина заговорили не на пустом месте. После того как террористы-смертники оказались лицами с новехонькими российскими паспортами, волей-неволей задумаешься: а кому мы даем гражданство и воспринимают ли те, кто его получил, этот груз как обязанность и ответственность, как достижение и заслугу? Конечно, на первом месте должно бы стоять изменение демографической политики — почаще давать гражданство желающим его приобрести русским, а тем, для кого наш паспорт просто удобное прикрытие, — пореже.

Но и клятвой, разумеется, пренебрегать нельзя. Причем не столько ради вступающих в гражданство иностранцев, сколько для наших же собственных молодых соотечественников: присяга могла бы стать воротами во взрослую жизнь. Ведь, чтобы иметь право всерьез настаивать на своих правах, неплохо хотя бы раз узнать о своих обязанностях. Сегодня мы, по сути, не граждане — мы не понимаем, что это вообще такое. А встречаясь с обязанностями, любыми, даже самыми легкими, стремимся поскорее от них ушмыгнуть. Мол, гражданствовать задаром — дураков нет-с...

Клятва, как древние и лучшие зарубежные образцы, должна прежде всего содержать перечень того, что гражданин обязуется не делать. Не служить и не помогать против своего Отечества другому государству, любым организациям или сообществам — будь то религиозные или политические. Противодействовать терроризму, разжиганию гражданской смуты, посягательствам на территориальную целостность нашей страны. Не нарушать законов и Конституции, а если в чем-то с ними по соображениям совести не согласен (такое тоже бывает сплошь и рядом в жизни гражданских обществ), то объявлять об этом открыто, не тая измены за пазухой.

Очень важно, чтобы гражданская присяга не превратилась в перечень пустопорожних слов и парадных ценностей, выписанных из пропагандистской методички. 

Поэтому я предложил бы требовать от новых граждан только три обязательства. Первое — уважать историю России. Может, не всегда любить, не всегда восхищаться, но всегда уважать, так как большая часть наших бед — именно от полного неуважения к истории, от пещерного исторического нигилизма. Второе — беречь культурное наследие, чтобы передать его будущим поколениям. Быть хранителем, а не разрушителем, приумножать, а не уничтожать — это действительно важно. Третье — беречь святыню русского языка. 

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы наша гражданская клятва была лицемерно безрелигиозной. Без страха Божия любое слово некрепко. По умолчанию клятва должна заканчиваться обращением к Вседержителю помочь в ее исполнении. Для тех же, кто никакой веры не исповедует, религиозную формулу нужно заменять обращением к совести. Но только так, а не стричь всех под либеральную атеистическую гребенку. 

Верность государству во дни войны и мира, непреклонность перед лицом угроз и смуты, уважение к закону, сохранение истории, языка и культуры, чистота совести перед Богом — таковы принципы, на которых нам следует строить гражданскую клятву. Она не обязана «отражать» наш идеологический компот в головах. Клятва должна формировать гражданина, делать нас лучше, чтобы из населения мы наконец стали нацией, то есть сообществом граждан.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции