18.05.2017
В уголке сцены хозяйка безбожно терзает фортепиано бесконечной гаммой. У стола, как маятник, шатается ее муж в бесконечно длинном халате, сливающемся с потертым ковром и набивными обоями ровного бежевого оттенка. Рассаживающаяся публика шелестит программками и фантиками, кто-то, навевая зевоту, разворачивает газету. Пора бы, право, и отобедать! Да младший брат, который уж час обналичивая векселя себе на свадьбу, объезжает должников старшего.
А вот и он — растрепанный поручик в летнем мундире вихрем врывается в гостиную и принимается городить такое, что хоть святых выноси. Впечатления юноши чрезвычайно свежи: луч света выхватывает затемнение в правом углу, там под вывеской водочного заводика «наследников М.Е. Ротштейн» обнаруживается форменный кабак, бордель и преисподняя. Сама Сусанна Моисеевна принимает посетителя в объятиях плюшевого пледа и, безбожно картавя, заводит светский разговор: «На что вам деньги... И что за охота у людей жениться? Ни разу в жизни не видела ни одной сносной женщины. Все ломаки, безнравственные, лгуньи. Да, слава Богу, они сами меня ненавидят и не лезут ко мне. Еще бы! Я откровенно выставляю на вид то, что они всеми силами стараются спрятать от Бога и людей... Но что, как ваш брат? Он у вас такой красивый мужчина, а вы совсем не похожи на вашего брата. Вы тоже красивы, но ваш брат гораздо красивее. Удивительно, как мало сходства!..»
Улестив жертву, «змея» удаляется в покои — якобы за деньгами. На самом деле, чтобы сбросить «старую кожу» и явиться в облегающем платье. Она ради пары тысяч и трех сотен займа готова буквально на все...
Яркий, как 2–3-метровые, переливающиеся в глубине будуара ядовитыми ало-зелеными оттенками розы, водевиль сделан лаконичными средствами на стыке театрального, эстрадно-циркового и кинематографического искусства. Главным подспорьем в актерской игре выступают атмосферные мизансцены, внутрикадровый монтаж и отточенный жест. Пьесу режиссера Александра Коручекова и сценографа Максима Обрезкова (выступившего также в амплуа художника по костюмам) играют два состава слушателей Академии, пойди разбери, какой из них лучше.
Марианна Васильева и Анастасия Башкина разглядели в своих Сусаннах Моисеевнах ничуть не схожих сирен, и даже помещичья жена изображает провинциальную дурочку, весьма смахивающую на лукавую ведьмочку, украшая семейный уют надоедливым хохотком. А вообще, между семейным гнездом и гнездом порока оказывается дистанция пренебрежимо малого размера и зацветает та самая липкая тина, в которой стоит коготку увязнуть — так и всей птичке пропасть.
Иронично-кокетливый чеховский фатализм дает раскрыться оттенкам актерского мастерства. Пойманный на адюльтере поручик Сокольский (Александр Ведменский) и помещик Крюков (Игорь Сергеев) резвятся среди прекрасных дам, блещут точным рисунком образов, жестов, интонаций и эффектными паузами, обильно приправленными дружным смехом зала.
Но в «Тине» нет ни тени репризного зубоскальства. Каждая реплика персонажей обретает ненавязчивую, индивидуальную плоть и судьбу, вплетаясь в плотный драматургический рисунок одноактной пьесы из пяти сцен. Пластические номера выглядят не вставными эпизодами, а откровениями Великого немого... И, безусловно, самая зрелая и успешная после «Метаморфоз» постановка — новая визитная карточка академических успехов, заслуживающая долгой сценической жизни.
А 80-минутной комедии Владимира Аленикова «Мастерская» светит фестивальная история.
Уютный конференц-зал на Поварской, 33, украшен воздушными шарами, светящимися гирляндами и разноцветными буквами, объявляющими сбор выпускников с пятилетним стажем. Бывшие однокашники — семь девушек и четверо парней — не испытывают ни головокружения от творческих успехов, ни горечи разочарования. Встречаются за тем, чтобы вместе совершить путешествие в поисках утраченного времени и доиграть сюжеты студенческой поры в привычных амплуа.
Эдмон (Саакян) задушевно клянчит деньги, Ярик (Шевалдов) флиртует со всеми девчонками подряд, Антон (Стреляев) выгуливает беременную супругу — первую красавицу курса Сашу (Попову), а Сережа (Хачатуров) пытается заманить товарищей в кинопроект «Звонок из рая» компании «Надежда». Слабый пол хвалится удачами, скорбит о разлуках, жалуется на судьбу, названивает домашним, интригует и сплетничает. Плотность эмоций зашкаливает — на фоне кутерьмы, виртуозно упивающейся шампанским и плавно вальсирующим стадикамом, вспыхивают комические дивертисменты исполнителей, самые лучшие сдобрены горючей слезой. Кристина никак не может вырвать из сердца первую любовь к коварному Антону, Эвелина (Семерикова) пичкает товарок индийскими уроками сыроедения, роковая женщина Анна (Роскошная) натравливает Дашу (Марусову) на Анну (Масальскую).
Экспериментальная картина, снятая одним-единственным многоплановым кадром, была готова еще год назад, но сейчас озвучена в Долби-систем, что принципиально важно для полноты восприятия праздничного фильма-многоголосия. Наверное, впервые в истории актерский курс выступает коллективным героем не в капустнике, а на рафинированном, эмоционально насыщенном кинополотне. И происходит маленькое чудо: все шероховатости растворяются в атмосфере дружеского участия и профессиональной деликатности, позволяющей расслышать и поддержать партнеров.
Владимир АЛЕНИКОВ, режиссер фильма «Мастерская»:
— Как ни странно, у нас не учат киноактеров — даже во ВГИКе, где я также преподаю, студенты защищаются спектаклями. Нашим фильмом мы пытаемся заполнить данную лакуну: «Мастерская» — одноактовая работа, снятая в реальном времени без единой склейки. Мы обошлись без режиссерских манипуляций со временем — оно не изменяется, а течет естественным образом, это определяет иной уровень правды, достоверности и эмоционального восприятия картины, составленной из актерских этюдов, над которыми мы работали со слушателями Академии. Это кино, максимально приближенное к жизни, наполненное игрой с внутрикадровым монтажом, сложнейшей хореографией камеры и наших артистов, изображающих, конечно же, не самих себя.
Александр КОРУЧЕКОВ, режиссер спектакля «Тина»:
— «Тина» — работа для двух составов, каждая индивидуальность влияет на особенности его рисунка. Это получилось потому, что мы шли от этюдных ситуаций, дополняющих чеховский сюжет. Придумывали, как герои обедают, напиваются, играют в шарады — не ради украшения действа, а для понимания авторской философии, исходящей из водевильности и фантазийности обыденной жизни. Много сил ушло на постановку сцены соблазнения, старались сделать ее не пошлой, а страстной, буйной и озорной.