Лед и пламень Сергея Присекина

Борис ШТРИХ

08.12.2016

Год назад не стало народного художника России Сергея Присекина. Весь его жизненный путь, творческая и служебная деятельность были неразрывно связаны со Студией военных художников имени М.Б. Грекова.

Коллеги-студийцы, друзья и родственники решили устроить вечер памяти, приуроченный к годовщине кончины Сергея Николаевича. Его близкий друг, ведущий живописец студии Дмитрий Белюкин, предоставил для этого события, состоявшегося 7 декабря, творческое пространство в Царской башне Казанского вокзала.

Сергея, рожденного в семье художников (отец — известный мастер-грековец, создатель диорам и панорам, мать —иллюстратор детских книг), как говорится, поцеловал в макушку Господь Бог. Успехам мальчика в живописи сопутствовали достижения и в фигурном катании, где одним из его наставников была сама Елена Чайковская. Но когда стало ясно, что большой спорт и художественная школа — вещи несовместные, юноша сделал выбор в пользу искусства.

Естественным продолжением подъема по ступеням освоения профессии стала учеба в Суриковском институте (мастерская профессора Т.Т. Салахова, ставшего для Сергея вторым отцом в живописи). Оканчивая институт, Присекин на суд экзаменационной комиссии представил картину под названием «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» — момент битвы войска Александра Невского с тевтонцами на льду Чудского озера. «Мастерски написанная огромная многофигурная композиция в качестве выпускной работы — это подвиг! В то время, когда многие художники предпочитают самовыражаться в камерных жанрах, Присекин вернул картине ее законное место главного вида живописи», — так отозвался об этом произведении соученик Присекина по Суриковскому институту, ныне народный художник РФ В.В. Шилов.

Направленность исканий Присекина уже тогда была четко определена: «Я очень люблю историю, и на всем протяжении моего творчества историческая линия является главенствующей». Князь Александр Невский выглядит в его трактовке нетрадиционно — не закованный с головы до пят в броню богатырь, повергающий врагов смертоносным оружием в могучей длани, но как бы парящий над схваткой вождь-защитник, без шлема, сильный прежде всего своей верой и правдой. Это полотно настолько заряжено идеей русского патриотизма, что не проникнуться ею невозможно. Той же мыслью, ощущением сопричастности к судьбам народа России пронизаны и другие его картины. Недаром живописец запечатлел себя в облике юноши-воина с пикой на плечах в работе «С победой». Это он, Сергей Присекин, принимал активное участие в ежегодной военно-исторической реконструкции Бородинского сражения. Горячо любимые им герои Отечественной войны 1812 года глядят на нас с полотна «И клятву верности сдержали».

Сдержал ее и сам художник. Взмыв на головокружительную высоту совсем молодым, он оставался там на протяжении всего творческого пути, причем и в буквальном смысле слова: вторую половину 1999-го Сергей Николаевич в основном провел на лесах в центральной части Храма Христа Спасителя, где во главе одной из групп участвовал в восстановлении росписей воссозданной святыни.

Искусной кисти Присекина принадлежат многочисленные изображения выдающихся военачальников ратных лет и нынешних венценосных особ, а также простых людей: женщин и мужчин, старых и малых. Вдова трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина, увидев портрет мужа, воскликнула: «Он был точно таким!»

Застать Присекина в мастерской одного было непросто: к его манящему огню Стрельца (12 декабря, день рождения Сергея Николаевича, отмечался в студии Грекова как долгожданный праздник), к философическому раблезианству тянулись коллеги — художники, реставраторы, люди смежных профессий, друзья и почитатели. Отнюдь не «душка общества», не «белый и пушистый» — напротив, смелый, упрямый, ершистый, нетерпимый к проявлениям несправедливости иных начальников по отношению к собратьям-студийцам и к себе лично, он был открыт для каждого, кто пришел «не с мечом». Обожал шутку, уморительно имитировал голоса известных деятелей. Мог часами говорить о любимых мастерах — Караваджо, Вермеере, Микеланджело, Веласкесе, и слушать не надоедало: настолько Сергей был эрудирован и интересен как рассказчик. Светя другим, он горел сам — и на работе, и на охоте, которую страстно любил… И вот один инсульт, второй. Правая рука повисла на перевязи. Он начал писать левой, по-репински. На Сергея смотреть было больно — каково же приходилось ему самому? Но Присекин не сдавался, работал много и плодотворно. Был желанным гостем во Франции и Болгарии, Черногории и Турции, откуда ему приходили заказы. Его обожали студенты Суриковского института, где Сергей Николаевич с 2000 года являлся профессором кафедры рисунка.

Год назад он ушел, и задуманная им грандиозная картина на библейский сюжет осталась, увы, лишь в этюдах и набросках.