15.08.2016
Крымское небо нынче надежно прикрыто. В этом «Культура» убедилась, побывав в гостях у летчиков накануне Дня ВВС, отмечаемого в нашей стране 12 августа.
От весны до весны
После развала Советского Союза Сакский авиационный гарнизон перешел под юрисдикцию самостийной. Единственный на тот момент российский наземный испытательный учебный тренажер корабельной авиации (для тренировки палубных летчиков авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») располагался в здешнем поселке Новофедоровка на условиях аренды. По соседству — на той же взлетно-посадочной полосе — до марта 2014 года находилась авиационная бригада вооруженных сил Украины. Российские же ВВС в составе Черноморского флота базировались в сорока километрах в авиагарнизоне Гвардейское.
Когда в Новофедоровке стояла украинская воздушная часть, аэродром практически не использовался. Средства в поддержание и развитие не вкладывались. Тренировки сокращались, новые самолеты не поступали, возможностей модернизировать старые не было. В 2008-м полеты прекратились окончательно. Рев моторов затих, здания постепенно стали использовать местные жители. Говорят, в казарме даже размещалась кроличья ферма…
Как сегодня вспоминает командир 43-го авиаполка , той судьбоносной весной два года назад шли длительные и сложные переговоры с соседями о мирной передаче инфраструктуры аэродрома под юрисдикцию российских ВВС и об условиях перехода украинских военнослужащих в нашу армию. Такое желание изъявили около 60 процентов пилотов, а вот командование авиационной бригады покинуло свою часть сразу же после референдума.
В пользу передислокации 43-го полка из Гвардейского в Новофедоровку назывались два аргумента. Первый — сохранение сакского аэродрома как полноценной боевой единицы. Второй — сокращение вдвое времени подлета к западному побережью Черного моря, которое так интересует НАТО.
Сначала сюда прибыли начальник морской авиации ЧФ полковник Геннадий Загонов и тогда еще подполковник Андрей Киселев. Перед тем как перебазироваться остальным, пришлось капитально поработать инженерам и техникам: залатали своими трудами взлетно-посадочную полосу, отладили, как могли, системы связи.
К сожалению, и по сей день аэродром представляет собой довольно грустное зрелище: опасно не только взлетать, но даже просто ходить. Из всех зданий и сооружений функционирует только одно, приспособленное под командно-диспетчерский пункт.
Впрочем, это не первая сложная передислокация в истории 43-го авиационного полка. Сформирован он был весной 1938 года на киевском аэродроме Васильково. Во время Великой Отечественной его перебросили в новосибирское Толмачево, затем в подмосковные Люберцы, потом в Краснодарский край. После войны летчики несли боевую вахту в Германии, Латвии, Монголии. И везде, как и в Новофедоровке, приходилось начинать службу в полевых условиях.
Требуется «перезагрузка»
Теперь о приятном. Уже заработала программа реконструкции, рассчитанная до 2020 года. Планируется капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы с магистральными рулежными дорожками, строительство современной инфраструктуры для личного состава: компьютеризированный тренажерный комплекс на самолеты Су‑30СМ, штаб, плац, казарменные помещения, склад ГСМ, автопарк, два дома со служебными квартирами… Пока все необходимые объекты остаются в Гвардейском. Нет нужды объяснять, как это осложняет не только подготовку и проведение ежедневных полетов, но и жизнь пилотов: все они снимают углы у местных крымчан, благо компенсация за аренду увеличилась и выплачивается систематически.
Военнослужащих по призыву в полку нет, зато укомплектованность контрактниками — стопроцентная. Даже несмотря на неустроенность, напряженный ритм службы, отсутствие полноценного жилья и разбросанность инфраструктуры, очередь желающих заключить контракт увеличивается с каждым днем. Удивляться тут нечему: Российская армия в Крыму сегодня — это стабильность, гарантия безбедного будущего для военнослужащего и его семьи.
Немного статистики. Если в 2014-м интегрированных (принявших Военную присягу Российской Федерации) граждан в полку насчитывалось 155, то в этом — 174. Из них около сорока — бывшие офицеры и прапорщики ВСУ. Один уже приступил к освоению Су‑30СМ.
— Конечно, нам пришлось хорошо поработать с бывшими гражданами Украины. И это касается не столько различных видов боевой подготовки, сколько «перезагрузки» мозгов. Зато в тех, кто пережил вместе с нами Крымскую весну, я сегодня совершенно не сомневаюсь. Им можно доверить самые ответственные задачи, — признается полковник Андрей Киселев.
По дороге в часть бросается в глаза любопытная надпись на стене в Саках: «Пусть без света, но с Россией».
— А как вы пережили дефицит электричества минувшей зимой? — интересуюсь у командира.
— Спокойно, — улыбается Андрей Леонидович. — На боевой подготовке и жизнедеятельности полка перебои с энергоснабжением не сказались: мы питались от наших дизельгенераторов, которые бесперебойно обеспечивали и полеты, и выполнение других задач. Надеемся, что с введением четвертой линии Крымского энергомоста проблема снята окончательно и бесповоротно в масштабах всего полуострова.
Мы, друзья, перелетные птицы…
Два года назад мало кто верил, что аэродром в Новофедоровке можно возродить. А сегодня здесь присутствуют не только все модификации Су‑24, но и самые современные многофункциональные истребители Су‑30СМ. Теоретическую и практическую переподготовку в учебных центрах Липецка и Ейска прошел весь комсостав и несколько молодых офицеров. Дело в том, что командир полка решил провести эксперимент, впервые доверив молодежи управление новым типом самолетов. Лейтенант Александр Извеков, лишь в 2014-м окончивший Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище, рассказывает:
— Страха перед Су‑30СМ у меня нет. Да и отец всегда поддерживает. Он штурман гвардейской авиационной базы, сейчас майор запаса. По моим ощущениям, новый истребитель превосходит все модернизации Су‑24 в маневренности, точности бомбометания, радиолокационной начинке, математике. Хорошо ориентируется в дневное и ночное время, в любую погоду и в условиях повышенной защищенности целей. Машина отличная по боевым и пилотажным характеристикам.
В феврале мой собеседник, как и весь 43-й отдельный штурмовой авиаполк, впервые участвовал во внезапной проверке Черноморского флота. «Сушка» под управлением командира экипажа старшего лейтенанта Головинского и штурмана лейтенанта Извекова обнаружила и накрыла наземную цель на полигоне Опук.
Традиции воспитания молодых пилотов в полку сохранились с военной поры. К примеру, командир 1-й авиационной эскадрильи лейтенант Спартак Маковский в 1943-м за месяц боев в небе Кубани сбил пять вражеских стервятников, а шестого поразил тараном.
В 2014-м старший летчик авиационного звена лейтенант Денис Кирюшин стал победителем конкурса по воздушной выучке экипажей ВМФ «Морской ас». Нет сомнений в том, что молодые ребята пополнят отряд космонавтов, который формируется из лучших офицеров ВКС. Единственное, о чем сетует замкомполка по работе с личным составом Юрий Черниговский: в нынешнем году выпускники военных вузов в часть не придут (сказывается реформа военного образования прошлых лет), а те молодые офицеры, что уже служат, несколько отличаются от своих старших товарищей.
— Да, они бесстрашно осваивают новую технику. На «ты» с IT-технологиями, — говорит подполковник. — Но не уважают рыбалку и охоту, не любят футбол и преферанс. Они словно молодые перепела, которые набирают силу на горе Ай-Петри, а потом улетают с попутным ветром в дальние края, забывая места, где повзрослели. Но это, видимо, сегодня время такое.
Первые бомберы
43-й Севастопольский отдельный морской штурмовой авиаполк выполнял особые задачи в небе Афганистана, Чечни, Грузии. Как тогда, так и сейчас, в период проведения контртеррористической операции на Ближнем Востоке, командование части внедряет новые виды боевой подготовки, отвечающие текущим вызовам.
В этом году, например, впервые за четверть века сакские летчики успешно провели серию пусков управляемых ракет с истребителя Су‑30СМ. Умение работать с высокоточным оружием — одна из важнейших задач, поставленных перед черноморцами. Такие ракеты способны уничтожать цели избирательно, что особенно важно, если боевые действия разворачиваются в густонаселенных местностях, в той же Сирии.
Применение управляемых ракет стало возможным, во‑первых, после того как система доставки авиационного топлива в Крыму заработала как часы. Во-вторых, когда ГСМ и другие ресурсы начали поступать в войска в необходимом количестве. Если раньше все усилия были направлены на поддержание минимального уровня готовности, то теперь задачи ставятся исходя из реальных требований времени и геополитической ситуации в регионе.
Запуск управляемых ракет не только восстановил историческую справедливость (авиационный полк все-таки создавался как истребительный), но и породил новую традицию. Первых бомберов — начальника морской авиации ЧФ полковника Геннадия Загонова (сегодня он руководит ПВО и ВВС на Северном флоте) и заместителя комполка по летной подготовке подполковника Игоря Лукьянова — после успешного выполнения задачи встречали жареным поросенком.
По словам командующего ЧФ адмирала Александра Витко, налет черноморской авиации составляет пять тысяч часов, что является лучшим показателем за десятилетие. Есть в этом и заслуга представителей российской оборонки.
— Хочу сказать огромное спасибо руководству корпорации «Иркут», Иркутскому авиационному заводу, испытателям, доводящим заложенные в машину характеристики до совершенства. Именно благодаря гражданским специалистам в ходе эксплуатации новых самолетов у нас не было ни одной нештатной ситуации, — отмечает полковник Андрей Киселев. — Мало того, разработчики Су‑30СМ внедряют и наши предложения. Еще бы хотелось, чтобы на панели управления нового типа летательных аппаратов появилось дополнительное табло шасси, как было на прежних машинах. Мы также предлагаем разработчикам современной техники помочь нам в издании книги об истории 43-го авиаполка, юбилей которого будет отмечаться в 2018 году.