«Артек» деньгам не верит

Дарья ЕФРЕМОВА , Крым

04.08.2016

Лишь 5% детей отдыхают в знаменитом лагере благодаря родительскому кошельку

Нынешним летом знаменитый лагерь примет 30 тысяч ребят, что на треть больше, чем годом ранее. Кажется, «Артек» возвращает былые позиции: пребывание здесь снова определяется личными достижениями, а не только размером родительского кошелька. 


Дети — главное богатство

Кипарисовые аллеи, причудливый абрис Аю-Дага, мимо корпусов «Морского», самого старого и легендарного лагеря, когда-то синих, теперь выложенных светлым инкерманским ракушечником, деловито вышагивает стайка восьмилеток. Белые рубашки, красные галстуки, мальчишка важно тащит горн. Пытаются маршировать, но не умеют, выходит как-то вразнобой. 

— Пионеры! — громогласно радуюсь я.

— Не совсем, — поправляет Юрий Малышев, в прошлом вожатый, а ныне ведущий специалист пресс-службы, — «Артек» сегодня — Международный детский центр, а это историческая реконструкция. 

Ну да, конечно. Это по старой памяти «Артек» ассоциируется с пионерами, и не простыми, а «золотыми»: отличниками, активистами, спортсменами, тимуровцами — теми, кому можно жить в домах на сваях, вырастающих прямо из морских глубин (среди школьников, в республику красных галстуков так и не попавших, ходил такой миф), и разводить костер до небес — настоящий, взвивающий синие ночи. А еще не спать в тихий час, не быть покусанными комарами, не коротать время за шитьем мягкой игрушки, а заниматься взрослыми делами: альпинизмом, парусным спортом, астрономией, верховой ездой. И строить справедливый мир — тот, что забрезжил в начале 80-х, когда первые полосы «Пионерской правды» пестрели портретами Саманты Смит, а нацарапанный карандашом призыв «Peace to all» сулил новый виток развития цивилизации. 

Девочку с солнечной улыбкой почитают здесь до сих пор — в день памяти проводятся торжественные линейки, куда иной раз даже приезжает ее мать, Джейн. Кстати, когда из-за экономического и политического кризиса лагерь оказался на грани банкротства, именно Джейн направила открытое письмо руководству Украины: «Я понимаю, что очень нужны деньги. Однако дети — наше главное богатство. И я уверена, что правительство может найти способ спасти «Артек» для всего мира». 

Возрождение легенды

Спасением международного достояния тогда, понятно, никто не озаботился. Путевки продавались или распределялись среди своих, хотя школьники в лагерь особенно и не рвались. Условия здесь были далеки от совершенства. К 2014 году более 80 тысяч квадратных метров зданий имели стопроцентный износ, бассейны напоминали осенние лужи, инженерные коммуникации работали на честном слове, а знаменитые сваи покрылись ржавчиной: соленая морская вода, приливы, отливы, штормы, перепады температур не прошли бесследно. 

«Перезагрузка» — так официально называется программа по восстановлению «Артека» — началась после воссоединения Крыма с Россией. За два года бюджетные инвестиции составили 4 миллиарда рублей, и на 106 гектарах земли (еще 102 занимают парки) развернулась большая стройка. 

К началу первой российской смены, стартовавшей 1 июня 2015-го, успели полностью реконструировать шесть лагерей: «Лазурный», «Янтарный», «Хрустальный», «Морской», «Речной» и «Озерный», открыли три столовые (еду, между прочим, теперь можно выбирать, шведский стол, как в хорошем отеле), физкультурный центр с бассейнами, медицинский корпус, оборудованный по последнему слову техники, шесть спортивных площадок. В том числе пользующийся бешеной популярностью скалодром и город веревочных лестниц.

Нынешний сезон ознаменовался возвращением в строй еще трех лагерей — «Лесного», «Полевого» и «Кипарисного». Последний, к слову, тоже один из старейших. Его передали «Артеку» сразу после войны. Или, как говорят здесь, самой длинной смены, растянувшейся на три с половиной года. Севастополь начали бомбить 22 июня, детей из не захваченных фрицами городов отправили домой, а две сотни юных пионеров, в основном приехавших из западных областей, остались в лагере, эвакуированном вместе с вожатыми в глубокий тыл — алтайский поселок Белокуриху. Жили по артековским законам, помогали семьям фронтовиков, раненым в госпиталях, собирали металлолом на строительство танков и самолетов.

Среди воспитанников «Артека» были и настоящие герои, удостоившиеся высших государственных наград посмертно. Партизан Витя Коробков, расстрелянный гестаповцами в Феодосии, юный разведчик Володя Дубинин, погибший при разминировании керченских каменоломен, молодая актриса кино, санинструктор Гуля Королева, ее подвигу посвящена знаменитая повесть Елены Ильиной «Четвертая высота», Рубен Ибаррури, в битве под Сталинградом вставший во главе батальона вместо убитого командира, старший лейтенант Иван Туркенич, руководивший «Молодой гвардией» и павший в боях за освобождение Польши... Аллея памяти с 12 белокаменными бюстами отважных артековцев — еще одно достижение этого года — открылась в парке комплекса «Горный», недалеко от здешней Костровой площади, где проходят самые важные собрания, а в начале смены поднимаются флаги — Крыма, России и всех тех стран, откуда приехали дети. 

— Пионеров уже нет, а некоторые из традиций сохранились чуть ли не со времен первой линейки, прошедшей 16 июня 1925 возле «Морского», — говорит руководитель информационной службы МДЦ «Артек» Татьяна Григорец. — Например, восхождение на Аю-Даг. Ребят туда водил Аркадий Петрович Гайдар, приезжавший в 30-е. Общаться с детьми красный командир любил и умел. На гору шли с утра, пока не жарко, по дороге он рассказывал всякие истории, у подножия каждый ребенок брал по камешку и загадывал желание, а добравшись до вершины, складывал их в общую горку. Об этом  философская сказка «Горячий камень» и повесть «Военная тайна», по которой в 1958-м был снят одноименный фильм.

Награда за смелость 

Традиции традициями, но главная особенность «Артека» в том, что, попадая сюда, дети окунаются в невероятно креативное пространство, получают сотни возможностей. Можно попробовать силы в режиссуре или сняться в кино на студии «Артекфильм», завести знакомство со звездой — 16 июня, в день рождения лагеря, с отрядами работают медийные вожатые. В этом году ребятам запомнились встречи с певцом Олегом Газмановым и официальным представителем МИД Марией Захаровой. Популярный исполнитель оказался прирожденным педагогом, а Мария покорила изысканностью: провела чайную церемонию по полному «протоколу», потому что много лет прожила в Китае. Но самое интересное — это сменить амплуа. Например, приехав футболистом по линии одного из клубов, взять да увлечься рисованием, примкнуть к художникам из «Росизо». Или, по примеру старой аристократии, стать заправским садоводом. 

— Половину нашей территории занимают парки. Их начинали создавать еще в позапрошлом веке ученые Никитского ботанического сада, — продолжает Григорец. — Знаменитый Николай Гартвис высаживал здесь редкие растения, которые привозил из разных уголков планеты: гигантские секвойи, рододендроны, азалии, веерные пальмы, магнолии. Раритетные экземпляры из этих коллекций растут до сих пор. А еще у нас есть биосферная станция с маленьким зооуголком. Дети помладше обожают играть с вислоухими поросятами и осликами Ириской и Земфирчиком. Для ребят постарше работает множество секций и клубов. Самые популярные — конно-спортивная база, лаборатория робототехники, школа авиамоделирования, секция альпинизма, археологический клуб.

Попадают в «Артек» по квоте из регионов или по программе одного из тематических партнеров — на данный момент их уже несколько десятков (МГТУ имени Баумана, Русское географическое общество, Федерация тенниса России, Всероссийская федерация парусного спорта, Лига юных журналистов, «Почта России», Роскосмос и другие). За деньги — всего 5 процентов путевок. Стоимость 65 тысяч на 21 день. Но большинство «счастливых билетов» — награда за достижения. Дети составляют портфолио, участвуют в региональных олимпиадах, набирают очки в СОМах — сетевых образовательных модулях, разработанных педагогами лагеря с целью сместить акценты с учебы на познание.  

«Наш лагерь — яркая модель поощрения за труд, — утверждает директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак. — Это способ вселить в человека уверенность в том, что всего можно добиться своими руками и головой. Главное — стремление к цели, желание попробовать себя в самых разных сферах, не испытывая при этом страха перед неудачей или насмешек сверстников. Именно поэтому на встречи с артековцами приезжают известные ученые, телеведущие, олимпийские чемпионы. Одно дело взять теннисную ракетку и поиграть с друзьями, другое — когда мастер-класс проводит Евгений Кафельников. Здесь всегда стремились быть лучшими, не зря же это лагерь номер один».