Увольнительная на берег

Илья СТУЛОВ, Балтийск Людмила ГУНДАРОВА

06.07.2016

На Балтийском флоте, который защищает западные, соприкасающиеся с НАТО рубежи нашей страны, практически полностью сменилось руководство. Новым командующим назначен вице-адмирал Александр Носатов. Его предшественник Виктор Кравчук и начальник штаба Сергей Попов сняты с должностей и представлены к увольнению из Вооруженных сил с убийственной формулировкой министра обороны: «за серьезные упущения в боевой подготовке, а также искажение в докладах реального состояния дел». 

Своих постов лишились еще около сорока  флотских командиров. Трудно припомнить, когда в российской воинской структуре проводилась такая массовая зачистка. Корреспонденты «Культуры» разбирались в причинах громких отставок.

Москве — ни слова

Для тех, кто знаком с ситуацией на Балтийском флоте, отставка вице-адмирала Виктора Кравчука не стала сенсацией. О том, что это произойдет, с уверенностью заговорили еще за две недели до официального объявления — по окончании месячной проверки боеготовности инспекцией Министерства обороны России. Более того, и раньше было ясно: Балтика идет ко дну, надо срочно спасать. 

По оценкам компетентных источников, количество технических сбоев, обнаруженных в ходе инспектирования, превысило все допустимые нормы. Понятно, например, что флотская и сухопутные группировки должны работать в унисон, однако московские проверяющие убедились: действия «черных» и «зеленых» больше напоминают сюжет известной басни.

Сторонники уволенного адмирала пытаются представить ситуацию, как обычную «смену вех»: мол, всего-то и «делов» — надо было поставить «своего» человека. 

— Это чушь, — комментирует один из старших офицеров флота. — В таких случаях ограничиваются снятием командующего. А тех, кто отвечает за боевую подготовку, не трогают. Если же снимают и начальника штаба, и еще ряд офицеров, причем именно снимают, а не переводят тихо-мирно на предпенсионную должность, значит, на Балтике вскрыта масса реальных провалов, негативно влияющих на обороноспособность страны.

Официальная формулировка увольнения — «за серьезные упущения в боевой подготовке, а также искажение в докладах реального состояния дел». Разумеется, никто, во всяком случае сейчас, не будет расшифровывать конкретное содержание этих «упущений» и «искажений», понятие военной тайны не отменено. Но во флотской среде барражирует немало информации, которую официальные службы по известным причинам не комментируют. Например, о том, что в ноябре 2015-го территориальные воды русской Балтики посетила немецкая подлодка. Натовская субмарина якобы практически достигла морских ворот Калининграда и беспрепятственно ушла восвояси. Ее обнаружили только на обратном пути, когда она пересекала морскую границу России. В Москву об этом эпизоде, рассказывают наши источники, не докладывали. Еще случай: в апреле 2016-го уже наша подводная лодка во время выполнения маневра задела польскую. И снова, как утверждают источники, Минобороны об инциденте оповестили по минимуму.

О том, что «наверх» с Балтфлота отправлялись сведения, сильно искаженные, свидетельствует еще один красноречивый факт. В июле 2015-го, когда в Омске во время обрушения казармы погибли 24 десантника, из столицы по всем округам и флотам страны было спущено указание: немедленно проверить казенный жилфонд на потенциальные угрозы. На Балтфлоте, как следовало из доклада в Москву, таковых не оказалось.

Немногим позже корреспондент «Культуры» лично нагрянул во флотское общежитие в Балтийске, находящееся в 50 метрах от штаба базы, — ближе к начальству просто не бывает. В здании довоенной постройки, которое местные острословы прозвали «Пентагоном», в абсолютно нечеловеческих условиях ютились 73 семьи военнослужащих. Аккурат в день приезда здесь рухнули прогнившие перекрытия третьего этажа, раздавив ряд помещений второго. По счастливой случайности никто не пострадал. Но единственное, на что сподобились флотские руководители, это выставить людям новый гальюн взамен раздавленного. Переселять кого-либо из разваливающегося на глазах дома не собирались. А ведь там по возвращении из трехмесячной командировки в Сирию должны были разместиться и наши морпехи...

Только после того как история эта с красноречивыми фотографиями попала в центральную прессу, в Балтийск прилетела комиссия Минобороны. Обитатели злополучных трущоб тут же были эвакуированы. Практически все они оперативно получили отдельное жилье, которого дожидались десятилетиями.

Балет с адмиралом

За четыре года руководства флотом Виктор Кравчук не отметился ни достижениями в области улучшения бытовых условий военнослужащих, ни удачно проведенными маневрами. Зато снискал другую славу.

Командующий открыто водил дружбу с известным в регионе человеком — Виктором Богданом. Это авторитетный бизнесмен, вместе со своей группировкой осуществлявший контроль за добычей и экспортом янтаря. Впрочем, Балета, как в определенных кругах называли Богдана, интересовал не только солнечный камень. Его бригада освоила еще один вид бизнеса: воровала топливо с кораблей Балтфлота. Члены группировки не раз бывали схвачены при этом за руку. Но даже такие разоблачения не мешали командующему на правах дорогого гостя посещать дом янтарного барона. Демонстративная дружба продолжалась до того момента, пока бизнесмен не был признан следствием организатором ОПГ и не подался в бега. Прервались ли эти взаимоотношения после того, как Балет, продолжающий влиять на янтарную отрасль, получил вид на жительство в Польше, — вопрос открытый. Тем более, что в разгар роковой для Кравчука инспекции калининградские экологи обнаружили интересный факт. На закрытом для посторонних глаз аэродроме Балтфлота в Чкаловске, подчеркнем, действующем, велась незаконная добыча солнечного камня. 

Еще один маневр вице-адмирала привлек внимание общественности в прошлом году, когда сводное подразделение воинов-афганцев демонстративно покинуло строй на калининградском Параде Победы. Причиной демарша стал приказ командующего, который многие сочли, мягко говоря, непродуманным.

— За полгода до парада мы обратились к командованию флота с предложением рассмотреть возможность участия в значимом для всех нас мероприятии ветеранов Афганистана, проживающих ныне в Германии, — пояснил «Культуре» заместитель  руководителя областной Ассоциации воинов-интернационалистов Анатолий Ковалев. — Это наши ребята, так сказать, продукт советского воспитания, многие из них — этнические немцы, которые в лихолетье перебрались на историческую родину. В Афгане мы вместе проливали кровь не за награды и славу, а за СССР. И сейчас, проживая за границей, они всегда за Россию. 

В ноябре 2014-го представители Балтфлота дали бывшим воинам-интернационалистам из Германии запрошенное ими разрешение. 

— Наши товарищи отпросились с работы, примчались за несколько сотен километров, — рассказывает другой ветеран Афганистана Андрей Кравцов. — Вместе мы участвовали в репетициях расчетов. А после генерального прогона к командиру нашего полка генералу Владимиру Мичурину подошел комендант гарнизона и передал приказ Кравчука: вывести «немцев» из строя.

Балтийские интернационалисты не стали предавать однополчан, а демонстративно, строем покинули парадный расчет.

Все горит и взрывается

Справедливости ради надо сказать, что безобразия на Балтике начались не с Кравчука. Они случались и раньше. 

— Эсминцу через неделю в море на стрельбы, а тут, как назло, вышла из строя артиллерийская установка, — рассказал «Культуре» офицер, имевший отношение к той истории. — Я был хорошо знаком с директором военного завода. Звоню: «Не в службу, а в дружбу, отремонтируй...» А в ответ: «Не могу, у меня с ракетно-артиллерийским управлением не заключен договор на ремонт артвооружения кораблей». Откуда же, спрашиваю, у тебя деньги на зарплату рабочим? Оказывается, из братской Белоруссии привозили артиллерийские системы, в Калининграде они проходили восстановительный ремонт и предпродажную подготовку, а затем отправлялись в Польшу. Причем использовались комплектующие и запчасти, поступающие централизованно для ремонта вооружения Балтийского флота.

Долго все сходило с рук предприимчивому директору, но в конце концов его посадили по обвинению в хищении десятков миллионов рублей. 

Виктор Кравчук, надеялись в Минобороны, встав у руля Балтфлота, изменит ситуацию к лучшему. Сейчас, раскладывая его биографию по эпизодам, можно сказать, что кредит доверия был сильно завышен. Так, 31 августа 2012-го, когда Кравчук находился еще в ранге «исполняющего обязанности», корвет «Сообразительный» вышел в море на международные учения «Данекс-2012», в которых участвовали представители ВМС 20 стран мира. Балтфлот на таком смотре оказался впервые. 2 сентября во время якорной стоянки в Дании на «Сообразительном» начался пожар. Тушили его немецкие и норвежские моряки. Залитые пеной и водой распределительные щиты машинного отделения пришли в негодность, и наш корвет вместо учений убыл на ремонт в родную гавань. В момент возгорания 47 членов экипажа из 99 по штатной численности находились в увольнении — это более 30 процентов, что является нарушением Корабельного устава. Тем не менее 14 сентября Кравчука утвердили командующим флотом. 

С тех пор в мире произошли значительные изменения. Усилилось противостояние с Западом. Мы эффективно доказываем свое право на суверенную политику на дальних рубежах, как, например, в Сирии, но хорошо ли защищены наши собственные пределы? В откровенных беседах военные затрудняются давать однозначно оптимистичный ответ. Для них уже давно понятно, что Балтфлот если не самое слабое звено, то современным требованиям в полной мере явно не отвечает.

Еще год назад Кравчука взяли на карандаш и дали время на устранение упущений. Упущения — мягко сказано. В апреле 2015-го во время учений произошел пожар на корвете «Стерегущий», который должен был выйти на боевую службу в Средиземное море. В августе тральная группа Балтфлота проводила учения по поиску мин. Официально результаты объявили удовлетворительными. Однако наш источник в Калининграде сообщил, что они оказались хуже средних показателей, хотя поставленные задачи были достаточно простыми. О слабой подготовке свидетельствовали и итоги проводившихся ранее международных учений Open Spirit («Открытый дух»). Представители многих флотов мира, в частности бельгийцы, немцы, французы, искали и находили мины, оставшиеся после двух мировых войн, используя новые технологии, аппаратуру и специальные базы данных подводных объектов. А российские моряки вели поиск учебных водных фугасов дедовским способом: с помощью буксируемых тралов. 

В городе Гусев Калининградской области в минувшем январе на территории автопарка мотострелковой бригады Балтфлота загорелась БМП-2. Взорвался находящийся внутри боекомплект. Башню сорвало и отбросило на несколько метров. Боевую машину полностью уничтожило. 

А в мае конфуз случился прямо в ходе проведения инспекции Минобороны. Имитируя высокую боеготовность, из Балтийска на буксирах вывели подводную лодку. Но вместо того чтобы погрузиться на глубину, она задымила: опять пожар. Буксиры тут же увели субмарину обратно в базу — от греха подальше.

Все эти эпизоды, собранные воедино и дополненные фактами, нам пока неизвестными, убеждают в том, что причиной жесткой реакции министра обороны могла стать неспособность адмирала Кравчука создать в зоне Калининградского эксклава отвечающую требованиям времени группировку войск флота, авиации и пехоты — западного оборонительного щита. Что особенно актуально в условиях, по сути, перманентных учения НАТО у наших границ на Балтийском участке. Так что если рассуждать терминами военного времени, Кравчук, возможно, поставил под угрозу обороноспособность страны на самом близком к Москве стратегическом направлении. Какое наказание последовало бы за подобные провалы в условиях военного времени, не будем даже и говорить... 


Досье «Культуры»

Александр НОСАТОВ родился в 1963 году в Севастополе, выпускник Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова (1985). Начал службу на Тихоокеанском флоте, пройдя путь до командира эсминца «Быстрый». В 2000-м окончил Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова. С 2009-го, после завершения учебы в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, занимал пост командира Балтийской военно-морской базы Балтийского флота. В январе 2012-го назначен заместителем командующего Черноморским флотом. В мае 2016-го — руководителем Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская акадения им. Н.Г. Кузнецова». В мае 2014-го указом президента РФ Носатову присвоено звание вице-адмирала.