ОНФ: остановки по требованию

Михаил БУДАРАГИН

22.03.2016

Владимир Путин неоднократно высказывал озабоченность уровнем смертности от дорожно-транспортных происшествий в нашей стране и призывал сделать все возможное, чтобы снизить этот мрачный показатель. 

На недавнем Госсовете в Ярославле о том, что количество аварий остается «неоправданно высоким», говорилось вновь. И хотя, по словам президента, «вдвое снизилось число погибших в городах и населенных пунктах», работа продолжается. На задачу, поставленную главой государства, работают и ужесточение наказаний для водителей, и ГИБДД, и проект Центра ОНФ «Народная экспертиза» «Карта жизни».

Чтобы понять, о чем идет речь, стоит обратиться к историям, которые кажутся, на первый взгляд, столь скромными, что их иногда не замечают даже региональные СМИ. На огромном российском пространстве, где за всеми дорогами не уследишь, местные активисты выясняют и пытаются исправить ситуацию на самых аварийно-опасных участках. Информация сводится в едином центре, ее получают ГИБДД и власти субъектов РФ.

За несколько месяцев проведены десятки выездов. Многие из них — в Москве, где существуют и типичные проблемы («где-то нет дорожных знаков, а где-то высокие «отбойники» ограничивают обзор водителя, ему трудно рассмотреть человека, вышедшего на пешеходный переход», — сообщает сайт «Народной экспертизы»), и специфически столичные (автовладельцы объезжают пробки по дворам, забывая снижать скорость). Предложения по каждому из опасных участков отправлены в правительство мегаполиса.

Проблемы в регионах чаще бывают гораздо более сложными, а чиновники не всегда отзываются на присланные обычными людьми отчеты с радостью. Показателен случай в Астрахани, где проверка выяснила, почему растет количество ДТП у межмуниципального автовокзала. Дело в том, что, дабы снизить аварийность, ликвидировали пешеходный переход, но эффект получился обратным: люди продолжают бегать по прежнему маршруту, а аварийных ситуаций становится все больше.

Похожая история в Улан-Удэ (Бурятия), где активисты «Карты жизни» проверили пешеходный переход по улице Ключевская, дом 25. В прошлом году здесь зафиксированы несколько ДТП, пострадали пять человек. Формально нужен светофор, однако при осмотре стало ясно, что через 20 метров расположен регулируемый перекресток. Водитель, видя зеленый свет, прибавляет скорость, а перед машиной выскакивает человек. Остановка трамвая находится практически на проезжей части и ничем не огорожена. Кто виноват? Водители? Власти? Пешеходы? Все и никто. Что делать? Предстоит решить. 

Повторимся, формально все в порядке, но пять наездов никуда не делись, и с каждым подобным сложным случаем в стране нужно разбираться отдельно. Так, скажем, в Кинешме (Ивановская область) на участке по улице Макарова прямо вблизи двух детских садов нет ни малейшего намека на пешеходный переход. Никаких предупреждающих знаков о том, что на проезжую часть могут выскочить дети, тоже нет. И вот одно ДТП с пострадавшим ребенком уже случилось. Благодаря ОНФ в план работ на этот год включена разметка.

Площадь Революции в Самаре давно славится как место крайне опасное: здесь в 2015-м произошло множество ДТП разной тяжести, получили ранения четыре гражданина.

— Аварийность повышена из-за ряда нарушений, — объясняет Александр Назаров, один из народных экспертов. — Например, посадочные площадки на остановках общественного транспорта фактически отсутствуют: пассажиры выходят прямо на проезжую часть. Автобусы останавливаются в два или три ряда, создавая тем самым дополнительную опасность. Кстати, отсутствие полноценных тротуаров привело к тому, что люди постоянно выбегают на площадь, подвергая риску не только себя, но и других участников движения. В этом месте надлежит оборудовать тротуары по периметру площади. А остановки перенести на улицы Куйбышева и Венцека. 

Все эти предложения уже направлены в администрацию Самары, на «Карте жизни» появилась еще одна точка... 

Нередко активисты ОНФ работают вместе с региональным ГИБДД. В Кургане они оценили ситуацию на нескольких участках дорог: на улице Коли Мяготина, проспекте Машиностроителей и перекрестке улиц Пушкина — Криволапова. Местные чиновники, ссылаясь на нехватку денег в бюджете, не спешат устранять проблемы. На то, что их количество не уменьшается, обращает внимание эксперт проекта Ярослав Борщенко. Говоря об одном из аварийных участков, он отмечает: «Переход выводит на площадку остановочного комплекса. Зачастую само расположение перехода уже является дезинформирующим фактором, который провоцирует водителей транспортных средств на нарушение ПДД». 

Число таких историй растет просто из-за того, что их стали чаще замечать и настаивать на исправлении ситуации. Это не снимает вины с автолюбителей или пешеходов, но дает совершенно иное измерение борьбе против аварийности. 

В XIX веке «теория малых дел» народников начиналась с «просвещения», а люди, которых пришли осчастливить образованные молодые горожане, оказались объектом. Разбудим, мол, народ, а дальше заживем. В нынешней практике скромных и важных рейдов — как по выявлению «нового аварийного жилья», так и по особо опасным точкам на дорогах — общественные активисты становятся субъектом. Ведь заставить обычных наших соотечественников безо всякой оплаты пойти на перекресток и разобраться с тем, работает ли там светофор и как именно, невозможно. Они или понимают, что это необходимо, или нет, третьего не дано.

Примечательно, что не руководство ОНФ толкает общественников под руку, те готовы все делать сами — лишь бы кто-то увидел, заметил, помог растормошить чиновников, привыкших на любые инициативы отвечать сквозь зубы. Россия слишком велика, чтобы за каждым перекрестком следили из Кремля, но пока и успешно завершенные сюжеты «Карты жизни» можно собрать лишь в тоненькую книжку. Зато во всех подобных историях нет политических спекуляций, надрывного поиска виноватых, громких призывов кого-нибудь наказать.