Смешарики — они и в джунглях смешарики

Алексей КОЛЕНСКИЙ

16.03.2016

На экранах продолжение приключений смешариков. Накануне премьеры «Культура» пообщалась с автором одноименного сериала и 3D-мультфильма Денисом ЧЕРНОВЫМ.

культура: На сей раз Ваши герои заблудились в сказочном лесу. Что позвало их в дорогу? 
Чернов: Пороки Бараша, решившего стать супершариком при помощи изобретенного Лосяшем «Улучшайзера». Прибор сработал кое-как. Вследствие рокового стечения обстоятельств экспериментатор обернулся гусеницей, затем вместе с друзьями попал в авиакатастрофу и очутился в джунглях. От судьбы не уйдешь: тому, кто хочет стать настоящим героем, предстоят суровые испытания. Спутникам Бараша приходится непросто. Мне близок иносказательный посыл этой истории: лесное племя ожидает пришествия спасителя — золотого дракона, но как он выглядит, никто не знает.

культура: Как изменился мир «Смешариков»?
Чернов: Картинка стала максимально реалистичной, детализированной и масштабной. Удалось подробно прорисовать тысячи деревьев — каждый листик, добиться глобального освещения, показать отражающиеся солнечные лучи. Каждый стереофильм — уникальный продукт. Нередко люди покидают зал с головной болью и при этом не могут сформулировать претензии к картине — как если бы близорукому человеку добавили диоптрий, заставив перенапрягаться глазные мышцы. Это не наш случай. 

культура: «Смешарикам» двенадцать лет. Вроде бы детский возраст, а на самом деле они патриархи российских мультсериалов... Как появились Ваши герои и в чем секрет их долголетия?
Чернов: В начале был вопрос: как выглядят объевшиеся животные? Будущий продюсер, на тот момент рекламный дизайнер, Илья Попов подумывал о новом бренде для детей. Он обратился ко мне и сценаристу Алексею Лебедеву, мы создали Кроша и Ежика, затем начали фантазировать: в каких домах они живут, чем занимаются? Начал вырисовываться мир смешариков. Заниматься их раскруткой было скучно и накладно — мы решили, что герои должны сами себя рекламировать, и запустили сериал. 

культура: А какой товар от «Смешариков» Вам дороже всего?
Чернов: Подушка в форме Нюши.

культура: Смешарики навещают Вас во сне?
Чернов: Лет десять назад буквально преследовали наяву. Они были повсюду — на студии, в магазинах, дома ребенок требовал: папа, поставь «Смешариков»! Но затем я собрался и перестал обращать на них внимание, и сын перерос, переключился на «Машу и Медведя», а сейчас предпочитает Angry Birds.

культура: Наши карапузы чем-то смахивают на этих пернатых...
Чернов: «Сердитые птички» ориентированы на трюкачество, но в их гэгах не раскрываются характеры персонажей. А у нас что ни тип, то уникальный образ и непростой нрав. 

культура: А в чем состоит жизненная философия Ваших героев?
Чернов: Смешарики не держат зла, в их мире нет места насилию и агрессии. Они могут обижаться, ошибаться, но сделать гадость — никогда. Каждый из девяти персонажей обладает набором привычек, достоинств и недостатков. В этом смысле придумывать ничего не нужно — мы помещаем их в некую ситуацию и наблюдаем, как они из нее выкарабкаются. Смешарики живут своей независимой жизнью, проявляют способности к абстрактному мышлению: это такие разумные «монады», между ними есть эмоциональная химия. 

культура: Призыв в «Смешарики» завершен?
Чернов: В общем, да. Лишь на Новый год к нам в гости заглядывают зверушки из китайского календаря. Больше чем на одну серию они не задерживаются. 

культура: Слабое место Ваших героев — излишняя самонадеянность?
Чернов: Скорее инфантилизм. Несмотря на разницу в психологическом возрасте — от шести до шестидесяти лет — они остаются открыты миру. За доверчивость порой расплачиваются шишками, но упорно придерживаются выбранного курса.

культура: Ваших зверушек больше любят в России или за рубежом? 
Чернов: Трудно сказать, они путешествуют по шестидесяти странам. Случается, заказчики бракуют отдельные серии, хотя в Китае подобных инцидентов не было. Там наших героев воспринимают как разновидность популярных японских покемонов.

культура: Смешные шарики способны чему-нибудь научить?
Чернов: Наш сериал никогда не имел назидательной нагрузки — он не про «мыть руки перед едой», а про душу. Герои несут не прикладную, а эмоциональную информацию, поживают — ума наживают. Другое дело — адресованный любознательным малышам образовательный мультпроект «Смешарики: Пин-код». 

культура: Расширяется ли вселенная героев?
Чернов: В самых неожиданных направлениях. Как-то, сами собой, они забрели на омский радиозавод, в полнометражном дебюте побывали в «городе контрастов», в 2017-м их ждет путешествие на машине времени. 

культура: На каких сказочных персонажах росли Вы, кем продолжаете восхищаться? 
Чернов: Прежде всего вспоминаются «нупогодишные» Волк и Заяц, хоккеисты из «Шайбу, шайбу!». Обожаю «Капитана Врунгеля». А любимый хит передачи «В гостях у сказки» — фантастическая картина Михаила Юзовского «Тайна железной двери». 

Сейчас мне ближе всего душевные мультики Pixar и сказки DreamWorks — «Как приручить дракона» и «Кунг-фу панда». Успехи российских коллег пока не вдохновляют. Нам нужно поднажать, чтобы не тащиться позади паровоза. Во всем мире анимация — это серьезный бизнес, а у нас, как ни странно, работают всего три студии — две в Питере, одна в Воронеже — и нет ни одного творческого вуза, обучающего рисовать мультики. 

культура: Если бы продюсеры сказали смешарикам «стоп», чем бы Вы занялись?
Чернов: Начал снимать полнометражное кино. Впрочем, именно над ним я сейчас и тружусь — готовлюсь к игровому дебюту с рабочим названием «Детский мир». Это полнометражная сказка с изрядной долей анимации. 

культура: Какой этап производства приносит Вам наибольшее творческое удовлетворение?
Чернов: Рождение локаций из отдельных эскизов. Много радости доставляет озвучание, в остальном мультики — каторжный труд. Ежедневно приходится браковать материал, все исправлять и переделывать. Над полным метром работало более двухсот человек, и у каждого были свои представления о прекрасном.