01.07.2015
В избе, стоящей на месте той, где проходил военный совет в Филях, решили рассказать о всех разновидностях русской традиционной игрушки. Начали с богородской — как одной из самых известных. Правда, в отличие от обычных экспозиций, посвященных промыслу, в отделе «Бородинской панорамы» представлены исключительно современные образцы — им не более 20 лет. Старинные, говорят организаторы, можно увидеть и в других музеях, например на Делегатской. А на Кутузовском проспекте пытаются показать — знаменитое ремесло относить надо не к истории, а к живой традиции.
Большая часть экспонатов — дипломные работы студентов богородского филиала Высшей школы народных искусств. Соответственно, игрушки в избушке «правильные», отвечающие всем канонам. Ни тебе разноцветных дед-морозов, ни раскрашенных щелкунчиков. Вместо них прославленные на весь мир «Кузнецы» — медведь с мужиком, сидящие на бревне и по очереди бьющие по наковальне. «Визитная карточка» промысла изображена, кстати, на гербе села Богородское. Говорят, кто-то подарил такую игрушку Родену, и тот бережно хранил ее, почитая за высокий образец наивного искусства. И даже хвастался крестьянским изделием перед русскими гостями-художниками, спрашивая — могут ли они выточить подобный шедевр. Те робко молчали…
Когда зародился промысел, которым восхищался автор «Мыслителя», неизвестно. По преданию, делать деревянные игрушки в тех краях начал Сергий Радонежский — Богородское находится неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. Так святой, любивший одаривать детей, и стал основателем ремесла, которое впоследствии кормило всю округу. Другая легенда называет «прародительницей» богородского искусства местную бабу, которая изготовила своим детям куклу — «ауку». Правда, отпрыскам она вскоре приелась. Тогда отец семейства решил сбыть ее купцу из Сергиева Посада. Тот выгодно перепродал и заказал мужику еще «аук». Смекалистые богородчане поняли, что нашли золотую, то есть деревянную жилу.
Как бы то ни было, но браться за резьбу по дереву жителям села сам Бог велел — местность лесистая, древесины полно. Особенно липы, из которой в основном и делают классическую богородскую игрушку — материал мягкий, податливый. Липовые произведения искусства на ярмарках расходились на ура. Причем крестьяне свои творения не раскрашивали — так и продавали голое «белье». Правда, попытки «разукрасить» время от времени предпринимались, но проваливались — богородская игрушка терялась на фоне сергиевопосадских «собратьев». Приходилось возвращаться к естественному колору.
Выделялись творения богородчан не только отсутствием цвета, но и подвижностью — это были первые русские механические игрушки. Кому пришло в голову «оживить» всех этих медведей, мужиков, баб, кур, птичек — опять же неизвестно, но благодаря нехитрой «анимации» липовым произведениям не грозила никакая конкуренция. Выжил промысел и после революции — правда, герои чуть изменились. Вместо животных появились Чапаев и Петька, космонавты, колхозницы. Из развивающих игрушек деревянные изделия превратились в средство агитации. А потом и в сувениры «а-ля рус» — богородские поделки часто использовались в качестве дипломатических подарков.
После распада СССР игрушечное искусство снова поменяло тематику, обратившись к волшебной сказке и крестьянской прозе жизни. Правда, «Кузнецы» как били 300 лет по наковальне, так и продолжают — здесь связь времен не распалась.