Где твой черный пистолет?

Алексей КОЛЕНСКИЙ

12.03.2015

На экранах — криминальная баллада «Tokarev», переименованная российскими прокатчиками в «Гнев».

Бывший ирландский гангстер, а ныне преуспевающий бизнесмен Пол Магуайр (Николас Кейдж) пытается стать уважаемым членом общества. Получается не очень: парня игнорируют репортеры, собравшиеся на открытии заложенного им торгового центра, сторонятся финансисты на деловом ужине. Тем же ненастным вечером в особняк Пола вламываются таинственные злоумышленники и похищают 17-летнюю дочь. 

Свидетели, избитые одноклассники Кэтлин (Обри Пиплз), не могут опознать бандитов. Полиция также оказывается бессильна — спустя два дня девушку находят мертвой. Главарь ирландской мафии О’Коннелл (Петер Стормаре) просит «отпустить гнев» и отказаться от поисков негодяев. 

Выяснив, что дочь была застрелена из легендарного тульского пистолета ТТ-30, упрямый Пол подбивает бывших подельников на разборку с русской мафией, которая — он уверен — мстит ему за старые грехи. Разгорается война преступных группировок... Потеряв боевых товарищей, за полчаса до смерти от бандитской пули, безутешный отец догадывается, что Tokarev хранится у него дома — в ящике с инструментами. 

Проклятый вопрос: «Кто убил Кэтлин?» — решается голливудским «новобранцем» Пако Кабесасом («Очень испанское кино», «Неоновая плоть») с русской прямотой: «Вы и убили-с!» В последний момент герой осознает: дочь погибла не от рук злодеев, а пала жертвой неоплаканных им преступлений. Картина начинается и заканчивается классической операторской «восьмеркой»: отчаянный взгляд героя — медленно поворачивающаяся ручка двери — глаза крупным планом — появляющееся из проема дуло обреза... Вспышка, выстрел, тьма — экранная жизнь Пола Магуайра пролетает за тридцать секунд у него перед глазами. Этим обстоятельством и объясняются сюрреалистические сюрпризы сюжета. 

Торжественно поклявшись в верности холодному оружию, герой тут же принимается кувыркаться и палить «по-македонски». Проводив Кэтлин в последний путь, прикованный к инвалидной коляске О’Коннелл веселится, словно мальчишка. Он, как и все — от печального копа (Дэнни Гловер) до обаятельного босса русской мафии (Павел Личникофф), — смирился с потерей родных и близких: a la guerre comme a la guerre. Но упрямый Магуайр не прислушивается к уговорам старших товарищей: смерть дочери для него повод отомстить за никчемную жизнь, отравленную страхом расплаты за кровавое прошлое. Громко хлопнуть дверью и добровольно принять кару за грехи. 

Сентиментальная гангстерская баллада не дотягивает до лучших образцов криминального жанра, но оставляет приятное послевкусие благодаря озорству актерского ансамбля.