Ночь длинных ножей

Алексей КОЛЕНСКИЙ

13.06.2013

«Знание надмевает, а любовь назидает». Режиссер премьерного триллера «Чистка» (переименованного российскими прокатчиками в «Судную ночь») доказал: афоризм апостола Павла работает, в том числе в крайних обстоятельствах отдельно взятой семьи из недалекого будущего.

2022 год, экономический кризис, упадок нравов. Богатые и стабильные решительно обосабливаются от бедных и, вероятно, злых. Иными словами — самоназначаются «добрыми людьми», прочих выставляют за скобки.

В картине вот что происходит. Круглый год граждане среднестатистического комфортабельного пригорода живут-поживают, добра наживают, ходят в гости, дружат семьями. Но на одну-единственную ночь, условно говоря, «на Хэллоуин», запираются по домам и — «кто не спрятался — я не виноват!».

Службы спасения отключают телефоны, суды не рассматривают дела о «мокрухах», случившихся с десяти вечера до семи утра. Для кого дом — не крепость (а особенно те, у кого его нет), превращаются в дичь, истребляемую охотниками, которым есть где спрятаться и чем мочить. Столь радикальным образом поддерживается порядок на улицах и поощряются передовики экономического процветания, они же — санитары городских джунглей.

Таковы обстоятельства вероятного будущего, а вот сюжет. Жертвой погрома оказывается миролюбивая семья, коротающая ночь убийств в «надежном» доме-крепости. Отец — дилер охранных систем — не желает мараться в беспределе. Однако в силу служебных обязанностей Джеймс (Итан Хоук) снабдил соседей защитными механизмами, наладил безопасность жилищ, обеспечил возможность травли беззащитных. Добряк не догадывается о своей ключевой роли в кровавом пире, но рок рассудительнее человека. И за ним придут — по очереди: те, кого он невольно обрек на смерть, кому обеспечил безнаказанность, и кого на свою голову «защитил».

На этой правдоподобной схеме и держится фильм. Однако зазор между локальной семейной историей и общей экспозицией слишком велик: драматичная борьба за выживание отдельной ячейки общества слабо скоординирована с масштабом предчувствуемой автором гражданской войны. В случае правдоподобного развития событий с главой дома было бы покончено в самом начале (авторы знают и показывают, что таков наиболее вероятный поворот событий). Затем нетрудно представить шекспировский погром с раздербаниванием наследства, ломкой традиций и разрывом взаимосвязей. К финалу доковыляли бы лишь птички, сироты и безумцы.

Довольно типичный голливудский случай — проходной и одновременно знаковый фильм, в котором Америка в очередной раз исследует проблему своей кармической неполноценности. На заслуженный успех картины работают сущие малости, и их стоит отметить. Задать предапокалиптический сценарий, любовно упаковать в него частную семейную драму, включить камеру, талантливо разыграть (минимум три актерские работы незабываемы). И все это затем, чтобы попытаться разобраться в личных и коллективных пороках. Задача, достойная ответственного художника.


«Судная ночь». США, 2013

Режиссер: Джеймс Демонако

В ролях: Итан Хоук, Лина Хиди, Макс Буркхолдер, Аделаида Кэйн, Эдвин Ходж, Риз Уэйкфилд

В прокате с 12 июня