Ирина Розанова: «Я за позитивный кинематограф»

Ольга НИКОНОВА

12.04.2013

В Московском Доме кино с 4 по 12 апреля прошел юбилейный XX Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». И хотя до конца конкурса члены жюри не имели права говорить ни об участниках, ни о работах, делиться ощущениями не запрещено. Что и согласилась сделать народная артистка России Ирина Розанова.

культура: Почему Вы приняли приглашение поработать в жюри «Святой Анны»?

Розанова: Мне было интересно, что снимают, о чем думают молодые. С удовольствием согласилась просто посмотреть, ведь молодые кинематографисты — это будущее.

культура: В чем, на Ваш взгляд, отличие профессионального фестиваля от студенческого?

Розанова: Конечно, у людей, которые занимаются кино давно, знаний больше. Но несколько картин молодых кинематографистов, которые я видела, сделаны абсолютно профессионально.

культура: Какие темы чаще всего повторяются в их фильмах?

Розанова: Меня порадовало, что ребята часто говорят о том, как сейчас живется старикам. Ведь пройдут годы, а тема эта будет актуальна всегда. В своих картинах они много рассуждают о сегодняшнем дне, дружбе, времени. Много женщин пришло в кино — и операторов, и режиссеров.

культура: На этом фестивале нет отборочной комиссии, несмотря на то, что количество фильмов, присланных на конкурс, более трехсот. Правильно ли, когда отсутствует предварительный фильтр?

Розанова: Фильмов много. Но это же хорошо, что всем молодым кинематографистам, предоставившим работы на конкурс, дают возможность принять участие в фестивале и не считают изначально кого-то лучше, кого-то хуже. Все ребята могут высказаться. Что в нашей профессии важнее этого? Молодым, безусловно, очень нужен такой старт. Я за позитивный кинематограф и не люблю так называемую «чернуху». В кино важно художественное осмысление действительности. И знаете, что мне понравилось? Истории с, казалось бы, очень сложными жизненными ситуациями, на фестивале были рассказаны именно художественно.

культура: То есть получается, что в сегодняшнем кинематографе можно обойтись и без ненормативной лексики, и без сцен насилия?

Розанова: Не видела ничего такого в картинах молодых.

культура: Есть ли, на Ваш взгляд, в их работах проколы, недостатки?

Розанова: Я не критик, не режиссер, не продюсер. Я — актриса, человек эмоциональный. Если захватывает, то полностью погружаюсь в картину: и хохочу, и плачу, и переживаю, как обыкновенные зрители. Поэтому у меня нет серьезных претензий. Я просто получила большое удовольствие от увиденного.

культура: Какие награды ждут лауреатов в этом году? Раньше победителю в номинации «Лучшая режиссерская работа» давали, помимо почетного диплома, пленку, чтобы снять следующий фильм...

Розанова: Эта информация закрыта от нас. Ребята сейчас идут на фестиваль не столько за призами, хотя признание — тем более, первое — очень важно, а, скорее, за общением. Прекрасно, что у них есть замечательная возможность собраться на неделю и познакомиться с большим количеством единомышленников. Ведь работы на конкурс представили студенты разных киношкол, не только ВГИКа.

культура: Если Вы увидите в студенческом фильме талантливого молодого актера или актрису, поможете в карьере?

Розанова: Безусловно. Могу порекомендовать в какой-то проект. Ведь когда встречаешься с молодыми талантливыми ребятами на площадке, всегда получаешь огромное удовольствие от работы.

культура: Вы понимаете современную молодежь?

Розанова: Наверное. Ведь все уже когда-то было. Хотя сейчас молодежь, безусловно, более продвинутая, если можно так выразиться. Даже ребенок умеет пользоваться айпадом и айфоном. У современной молодежи больше технических возможностей, им доступно больше информации. Но что дальше с ними будет, как сложится их творческая жизнь — не знаю. Хотелось бы, конечно, честных картин.