15.03.2024
Адмирал Невельской — один из главных героев эпохи освоения Дальнего Востока. Военная экспедиция 1849 года под его командованием доказала, что Сахалин является островом, а не полуостровом, как считалось ранее. В августе 1850 года Невельской основал в устье Амура военное поселение под названием Николаевский пост, нынешний город Николаевск-на-Амуре, а в 1851-м возглавил экспедицию, которая составила первые карты бассейна Амура.
В полнометражном анимационном фильме «Невельской», который создает хабаровская анимационная студия «Мечталет», реальные события тех лет соединены с фантастическими — создатели фильма хотят сделать легендарного адмирала героем саги в жанре фэнтези.
«Культура» поговорила с основателями студии «Мечталет» Ильей Кузнецовым и Виталием Теном о фильме, который постепенно начинает обрастать другими проектами, и перспективах дальневосточной анимации.
— Как родился замысел фильма о Невельском? Имя адмирала, прямо скажем, не на слуху, о нем знают на Дальнем Востоке, а в других регионах России — в основном специалисты.
Илья Кузнецов: Мы начали заниматься этим проектом в 2021 году, когда увидели на выставке неподдельный интерес подростковой аудитории к работам художников из Владивостока, которые нарисовали Невельского в стиле манга. Вы попробуйте заставить подростков учить историю — у вас ничего не выйдет, а эту выставку они увидели и начали воспринимать. Для нас это был сигнал. Мы написали синопсис, собрали фокус-группу, походили по музеям, пообщались с историками. В 2022 году создали короткий фрагмент, две с половиной минуты, прошли с ним конкурс в Министерство культуры и получили поддержку Фонда кино. Проект за это время несколько раз преображался, менялись образы.
— Выход вашего фильма запланирован на 2025 год, недавно вы объявили, что одновременно выйдет мобильная игра «Невельской», в которой можно будет почувствовать себя великим русским мореплавателем — Невельским или Крузенштерном. Игра создается, чтобы поддержать фильм?
И. К.: Конечно, мы понимаем, что большой фильм нужно сопровождать проектами-сателлитами. Все они должны соединиться во Вселенную Невельского. Сейчас запускаем мобильную игру, где ходят корабли, Невельской командует. Планируем выпускать настольные игры. Помимо этого, хотим провести большой конкурс видеоклипов «Невельской. Музыка морей». Будем и фильм продвигать, и своих сценаристов. «Невельской» — это множество разных проектов.
— Самый амбициозный проект вашей студии — анимационный кластер Хабаровского края. Как вы пришли от мультфильмов к планам развития Дальнего Востока при помощи анимации?
Виталий Тен: Первый мультфильм, который мы сделали, был про медведей Тымь и Поронай (две реки на Сахалине). В Южно-Сахалинске проходили международные игры «Дети Азии», мы показали там свои четыре серии, нам говорят: «Все классно, срочно нужны аnimation toys, вот эти самые медведи, 1000 штук». Мы давай искать, кто в Хабаровске сможет сшить нам этих медведей. Через неделю нужно было уже 10 000 медведей, и шить их никто не брался, потому что игрушки надо было сделать очень быстро. И тогда мы поняли, что анимация развивает не только аниматоров, но и легкую промышленность.
По нашему анимационному сериалу «Спина к спине» про умные рюкзачки мы сейчас делаем технологический рюкзак со встроенными колонками. Представьте, ребенок идет в школу, а рюкзак ему говорит: «Ты забыл позвонить маме». Или, например, «Осторожно, впереди перекресток».
Анимация развивает творческий потенциал, который есть в регионах, но пока не находит там применения, потому что наша экономика в основном индустриальная. В Южно-Сахалинске есть золото, газ, в Амурской области — нефть и газ, в Хабаровске — золото и алмазы. А рядом — такие же алмазы, это университет, 10 тысяч человек, способности которых никак не используются. Творцы заканчивают обучение и уезжают либо за границу, либо в Москву.
Когда мы начали собирать такой сложный продукт, как анимация, где можно сводить разные команды, многим стало интересно работать в регионе.
Хабаровский край, город Хабаровск — для нас своего рода «полигон» для испытаний наших идей. Мы пытаемся активно работать с производителями, с органами власти, чтобы везде, где есть детская аудитория, представить наш бренд. Недавно собрали всех производителей Хабаровского края и показали наш проект. Рассказали, как его можно интегрировать в любую группу детских товаров.
— Что сказали производители?
В. Т.: Задумались.
— Ваши умные рюкзачки активно путешествуют по миру. Сколько стран им удалось охватить?
И. К.: Мы подписали контракт с компанией МBC, она представлена во всех странах MENA (MENA —Middle East & North Africa — объединяет страны Северной Африки и Ближнего Востока. — «Культура»). По его условиям наш контрагент переводит сериал «Спина к спине» на четыре языка, в том числе на фарси. Как итог — проект уже в этом году будет переведен на 10 языков. В настоящее время сериал доступен для просмотра в странах MENA, странах СНГ, Китае и Таиланде, в марте его релиз стартует в Македонии. Когда мы его делали, то рассчитывали, что в первую очередь будем выходить в Азию, и для производства привлекали студии из Южной Кореи. Получилось так, что сериал заинтересовал и Ближний Восток, и я думаю, что это не предел.
Фото: кадры из анимационного фильма «Невельской»