Никита Михалков: «Чувства вкуса не хватает сегодня всем — обществу, средствам массовой информации, телевидению, театру...»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

05.09.2023

Никита Михалков: «Чувства вкуса не хватает сегодня всем — обществу, средствам массовой информации, телевидению, театру...»

В последний день августа и первый день сентября Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова провела вступительные экзамены для своих будущих воспитанников. В перерыве ректор и председатель приемной комиссии ответил на вопросы журналистов.

— Что бы вы хотели увидеть в ваших студентах?

— Талант! Если человеку чего-то не дано, не заложено внутри, он может стать профессиональным артистом, но никогда не будет новатором, не будет лететь, убеждать, заряжать энергией... У нас жесткий конкурс, в этом году – двадцать человек на место, но что мы можем обещать тем, кто поступит? Мы никому не гарантируем выход на сцену, славу, известность, медийность, но мы гарантируем уровень общения с великими мастерами, которого наши ребята не смогут получить за всю жизнь. И поскольку Академия платная, а они ничего не платят — благодаря поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко — слушателям не на что жаловаться. Они получат девяносто мастер-классов, массу новых навыков, посмотрят кино, смогут попасть в любой театр и на любую выставку… И если в результате обучения из семнадцати человек на нашу сцену выйдет трое — это уже хорошо. Зато все получат равные возможности насытиться тем, что смогут воспринять.

— В этом году менялись правила или критерии отбора?

— Нет, критерии нашей профессии довольно стандартные. Удивило другое — большое количество заявок из стран СНГ. Наша профессура ездит по городам страны, мы стараемся охватить все регионы, и рады, если кто-то сможет поступить к нам из-за рубежа. В этом году мы получили заявки от пятисот абитуриентов из более чем восьмидесяти городов России, Донецкой и Луганской Народных Республик, десятка стран ближнего зарубежья, включая Украину, Молдавию, Узбекистан, Туркменистан и Эстонию. До третьего, завершающего этапа дошли лишь 34 лучших артиста; в результате отбора мы взяли 17 человек — девять девушек и восемь ребят.

— Что важнее для поступления — талант к импровизации или хорошая работа с заученным текстом?

— Их нельзя отделить, но на экзамене мы включаем импровизацию, когда нам надо что-то проверить, выяснить или дать новый импульс по-актерски раскрыться.

— В этом году что-то новое будет в образовательном процессе? Как меняется актер, который к вам приходит сегодня, в отличие от прошлых потоков?

— Есть такая проблема — хроника убывающего плодородия, именно за счет пробелов общего образования. Я считаю, что не очень удачные реформы этой сферы дают свои плоды. Мы получили информацию о том, что на ЕГЭ отменили литературных классиков девятнадцатого века и в связи с этим подали запрос в Министерство образования. Нам сказали, что это — ложь и фейк, а потом выяснилось, что 63 процента родителей спокойно относятся к отмене Пушкина и Гоголя… Что это значит? Более половины родителей сегодня и сами уже не знают ни Пушкина, ни Гоголя! Это не может не отражаться на детях… Чувства вкуса не хватает сегодня всем — обществу, средствам массовой информации, телевидению, театру. Это чувство можно только воспитать. Если говорить об абитуриентах, во многих мне не хватает легкости, юмора — это связано с зажатостью, нервами, но мы успеем проверить их чуть позже...

Таланты абитуриентов не замедлили раскрыться в горниле экзаменационных испытаний.

Комиссию очаровал юный выпускник Волгоградского института искусств и культуры Никита Подножкин, предложивший небанальную трактовку «Пиковой дамы». Оказывается, судьбу пушкинской «ведьмы» решила не мрачная одержимость «юноши бледного со взором горящим», а молодецкий напор туповатого наглеца, по сути распоясавшегося подростка Германна, — ай да Подножкин, — тут расхохотался бы и сам Александр Сергеевич!

До мурашек проняла жюри выпускница Московского института культуры и искусств. Ангелина Тихонова с большим и сильным чувством прожила драму героини мистического рассказа Надежды Тэффи «Собака» и эмоционально донесла цветаевскую «Поэму Конца». Столь же счастливо прошли экзамен две однокурсницы Ангелины, ученицы Карэна Бадалова.

Звездным абитуриентом стал щукинец Александр Фокин, несколько лет назад воплотивший экранный образ легендарного голкипера в ретро-драме «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». Козырной картой зрелого 35-летнего артиста стал монолог Треплева. Фокин пополнил дружную когорту питомцев легендарного коручековского курса, ставших гордостью Академии.

«Почему вы идете к нам?» — часто интересовался Михалков. Ответы характеризовали проблемы молодого поколения. «Сейчас очень мало хороших театров и людей, которые что-то хорошее в искусство приносят...» — признавался Подножкин. Столь же откровенен был Фокин: «Я выхожу на сцену не так часто и ставлю цель больше играть, получать опыт, но мало организаций, куда я могу прийти и меня послушают, а к вам можно прийти, учиться и играть!» Тихонова же просто поблагодарила за то, что ее чтение не прервали…

Очевидно, во всем многообразии «поисков» и «откровений» современной режиссуры начинающим актерам остро не хватает воздуха для подлинного художественного творчества. Академия, Центр театра и кино Никиты Михалкова остаются оазисами среди руин классического театра, позволяющими прикоснуться к истокам, вдохнуть полной грудью и оценить свое дарование по гамбургскому счету.

По завершении экзамена впечатлениями о новом, девятом академическом наборе с нами поделился выпускник Академии, а ныне — преподаватель высшей школы актерского мастерства, артист Центра театра и кино Никиты Михалкова Александр Ведменский:

— В этом году к нам пришли подготовленные ребята. В прошлом у меня нередко складывалось ощущение, что общий уровень поступающих падает, но после двух дней прослушиваний я был приятно разубежден. В нынешних абитуриентах проявилась осознанность, сильное желание учиться, и, наверное, поэтому они сильно располагают нас к себе… Хотя в чем-то и проигрывают прежним курсам.

Наше поколение приходило к Никите Сергеевичу как к человеку-пьедесталу, мы старались через тексты признаться в любви режиссеру, на фильмах которого росли, а сейчас почтение к великим как-то мельчает. Например, сегодня общим местом стало представление басни Михалкова или Крылова без упоминания имени-отчества. На мой взгляд, это касается и отношения к Академии — ну что это такое: парень приезжал из Сибири, на последние деньги, прошел два тура и не явился на третий! Ему позвонили, пригласили на экзамен, а он: «Да ну, у меня репетиция!» Такое отношение выше моего понимания… Что тут скажешь? С одной стороны, общая образованность заметно падает, а с другой — проходит время, и становится заметным, как новые слушатели становятся во многом интереснее нас в прочтении и интерпретации классики.

Фотографии предоставлены пресс-службой Академии Н.С. Михалкова.