25.05.2023
Датский дебют интригует локацией: сюжет триллера разворачивается на территории шведского соседа, почитающего южных скандинавов никчемными хлюпиками. Впрочем, среднестатистической копенгагенской чете нет никакого дела до варварских предрассудков: прихватив пятилетнего сына Немо и собаку, беллетристка Стине и радиоведущий Тейт переезжают в заграничную глухомань, дабы отрешиться от копенгагенской суеты и осмыслить прошлое, «стать самодостаточными и жить в гармонии с природой» — то есть жить настоящим.
Чета планирует уединиться в шале у лесного озера, оставив единственную тропинку во внешний мир — пересылаемые по почте демозаписи подкастов робинзонады. Супруги намереваются в течение года откровенно осмыслять впечатления, и на первой же дискуссии идиллия терпит крах. Выясняется, что затворничество сопряжено с эскапизмом и нарциссизмом, малодушием и высокомерием. Однако анахореты не унывают — пытаясь изжить взаимное недопонимание, сосредотачиваются на обустройстве, рыбалке, общении с сыном, но однажды вдалеке — на противоположном берегу водоема — видят каких-то людей…
Непрошенное соседство провоцирует невроз; герои отстраняются и погружаются в привычную саморефлексию. Семейный быт разлаживается, дитя остается без присмотра… Улучив минуту, голливудский хоррормейкер немедленно отправил бы малыша в чащобу на свидание с древним злом и покарал нерадивых родителей подкидышем с сопутствующим полтергейстом. Режиссер Люнгбю поступает изящнее: ребенок теряется и находится, просто перестает узнавать маму. Одновременно отец обнаруживает надписанные им конверты с собственными подкастами, которые он не посылал. Вскоре запуганную пару ждет встреча с собственными пообтесавшимися в шведском лесу двойниками. Последние не меньше героев поражены зеркальным (впрочем, не абсолютным) сходством; тут-то и начинается самое интересное…
Свидание с Тенью — растиражированный сюжет, но шаг за шагом Люнгбю переводит его из жанрового фокуса в профессиональный контекст: «Тень — наш двойник, — уверял Юнг, — персонификация того, что прячется у нас за спиной, — того, что лежит в тени сознания, и, как правило, она также означает землю». Следовательно, стремившиеся стать ближе к земле, но не способные нащупать почву для согласия, робинзоны не могли разминуться с объявившимися «как из-под земли» дублерами, претендующими на их место на Земле, и это — не эвфемизм. Утратив контакт с чадом, чета сживается со свету доппельгангерами, которым придется уступить отыскавшегося мальчика, запропавшую где-то собаку, избушку, чащу и судьбу — встретив сильную Тень, недогерои оказываются ее беспомощной Тенью! Пикантность в том, что речь идет не о физическом и психологическом насилии, а о поглощении четы ее зрелой, гуманной, тотальной и самодостаточной субличностью.
Правда, собака исчезает из сюжета лишь на время и является в миг, когда хозяева готовы окончательно стушеваться, ведь она — согласно древним поверьям — служит проводником из преисподней. По крайней мере, для фрустрированного малыша. Как утверждал Юнг: «Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, — это непрожитая жизнь его родителей».
В данном случае ребенок — это зрители: датская дебютантка продемонстрировала малобюджетный мастер-класс архетипической игры с ожиданиями публики. Рецепт успеха оказался прост: берешь пару актеров и маленького протагониста, помещаешь их в разогретые жанровые клише и, доводя конфликт до кипения, очищаешь шелуху заданных обстоятельств... следуя сентенциям швейцарского мудреца: «Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя…» Стоит лишь учитывать, что «встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным».
«Иллюзия побега». Дания, 2023
Режиссер Каролине Люнгбю
В ролях: Миккель Бо Фёльсгор, Марие Бак Хансен, Мило Ольсен
18+
В прокате с 25 мая