Темная сторона феминизма: черная комедия «Дать дуба в округе Юба»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

05.02.2021



Не столь давно дебютировавший как продюсер Джейк Джилленхол сделал изящный реверанс политкорректности и разнообразию, поручив экранизировать сценарий американской нигерийки Аманды Идоко голливудскому озорнику Тейту Тейлору.

«Я — самодостаточная, я — сильная, моя жизнь важна!» — бубнит разменявшая шестой десяток Сью Баттонс (Эллисон Дженни), да все зря: домочадцы и коллеги, продавщицы и официанты игнорируют ее существование. Единственной отдушиной провинциалки остается ток-шоу Глории Мишель (Джульетт Льюис) о поисках без вести пропавших людей. Эта фиксация объясняет парадоксальную выходку Сью: смертельно напугав застуканного с любовницей мужа, она решает скрыть труп и объявить Карла (Мэттью Модайн) в розыск. Однако ее бесследно исчезнувшим спутником жизни интересуются не только копы и журналисты, но и мафиози, которым тот задолжал пару миллионов.

У бандитов, детективов и телевизионщиков возникает все больше вопросов к потерпевшей, а Сью не зевает — импровизирует и привирает, украшая боль утраты сюжетами сериалов, крутящихся в телеке и ее голове. Заодно выясняется, что отчаянная домохозяйка не одинока в поисках чьего-нибудь внимания. В округе Юба от сиротства сходят с ума все подряд — вздорные родственники Сью и Карла, наемные убийцы, дотошные детективы, даже популярная теледива... Пытаясь вырваться из зоны тотального отчуждения, персонажи пускаются во все тяжкие, а криминальные перипетии подогревают общественный интерес к бедовой вдове. Одной мисс Баттонс все нипочем: подозрения в умысле отлетают от нее как от стенки горох, ведь все принимают ее за круглую идиотку — кем она и является. Правда, никто не догадывается, насколько это заразно. 

Суть здесь в самовнушении или, говоря по-научному, в аффирмации. Доказано, что самооценка и прочие позитивные установки не реализуются вследствие самовнушения, совсем напротив. Взращивая ложное эго, адепты аффирмации одновременно «ужимают» подлинное «я» и делают его слабовосприимчивым к нравственному воздействию, этически невменяемым, психопатичным, зато энергичным, ярким, доминантным, требующим воображаемого «своего». Именно на этом аффекте основан американский культ успеха любой ценой, усиливающий фрустрацию за счет раздувания позитивного lookа. Последний требует новых и новых жертв, в связи с чем репрессии, которым подвергаются обыватели Юбы, являются проекцией тайных желаний Сью. Первым пунктом повестки была гибель супруга-изменщика. Следующими жертвами Баттонс надлежит стать тем, кто подобно ему оказался не способен разделить ее чувство восхищения собой, — полицейским, бандитам, родственникам. В пределе — членам любых, ближних и дальних традиционных сообществ.

Остроумный, несколько тяжеловесный сценарий родился из авторской пьесы 2015 года, затем попал в black list — сетевой топ отвергнутых продюсерами проектов, снискавших признание сетевой общественности. Это обстоятельство и определило зрительский потенциал, справедливо оцененный продюсером Джилленхолом и режиссером Тейтом. В самом деле, текст Идоко пришелся впору эре соцсетей, где топовых телезвезд потеснили бьюти-блогеры, а тех — «мартышки» ТикТока… Налицо антропологический регресс эфирных лиц: чем легкомысленнее и инфантильнее их кривлянья, тем натуральней они «заходят», и идиотка Сью легко вписывается в этот «диснейленд бессознательного». Аманда Идоко обозначила тренд эпохи сетевого анархизма, неуязвимого для любых традиционных сообществ, включая государственные и корпоративные институты. Речь о массовом отторжении любого авторитета и долженствования в пользу всепожирающей «большой мамы», если угодно, — богини с тысячью лиц — Изиды, Кибелы, Кали...

Тут уместно сравнить комедию Тейта с популярной лентой Гаса Ван Сента «Умереть во имя». В сюжете 1995 года провинциальная звезда заказала мешавшего телекарьере мужа, пожертвовала семейной идиллией во имя глянцевого блеска американской мечты. Ее духовная наследница пренебрегла рассудком ради единственной реальности, доступной ее ощущениям. Чего же на самом деле возжелала Сью? Очевидно, отправляя мир на розыски своей худшей половины, она неосознанно заказала социуму активный поиск своего подлинного «я». Но это безнадежная затея, ведь в сухом остатке у нее остается лишь аффирмационный нудеж.


«Дать дуба в округе Юба». Великобритания, США, 2021
Режиссер Тейт Тейлор
В ролях: Эллисон Дженни, Джульетт Льюис, Мила Кунис, Аквафина, Джимми Симпсон, Эллен Баркин, Клифтон Коллинз младший, Мэттью Модайн, Реджина Холл, Крис Лоуэлл.
18+
В прокате с 28 января