Туманное «Утро Родины»: на Сахалине выбрали лучший сериал России

Ольга ГАЛИЦКАЯ

19.03.2020


Безоговорочным фаворитом заслуженно стал «Шторм», но само мероприятие удивило отсутствием внятной концепции и привлекательной фестивальной атмосферы.

Третий фестиваль многосерийных художественных фильмов «Утро Родины», проходивший с 8 по 14 марта на Сахалине, казался отличным шансом познакомиться с экзотикой далекого острова, пообщаться вдали от столицы с известными кинематографистами и увидеть своими глазами реакцию южно-сахалинских зрителей на нашумевшее сериальное кино. Но именно зрителям повезло меньше всех — от каждого из заявленных в конкурс сериалов они увидели только одну-две серии. Фестиваль мог бы, наверное, подарить пришедшим на сеансы бесплатную подписку на сериалы, выпущенные в интернете, но такая мысль дирекцию не посетила. Поэтому от некоторых конкурсных работ у публики осталось по большей части недоумение и непонимание.

Так, одна из серий первого сезона «Содержанок» заставила пожилую часть аудитории возмущаться и волноваться из-за чрезмерной откровенности изображения. Другие сериалы, такие как «Мосгаз. Новое дело майора Черкасова», зрители уже давно благополучно посмотрели в телеэфире.

Организаторы фестиваля — Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство культуры РФ, Роспечать и правительство Сахалинской области при поддержке Министерства по развитию Дальнего Востока — общими усилиями выделили на проведение «Утра Родины» 100 миллионов рублей бюджетных денег: это огромная сумма для отечественного фестиваля, о которой другие киносмотры могут только мечтать. 

С таким мощным бюджетом можно и нужно было тщательно продумать что, как и зачем показывать, как привлечь зрителей, чем удивлять. В конкурсную программу попали 11 сериалов, хороших и разных, но большинство из них публике давно знакомы. Меньшую часть показывали только на платных каналах, не слишком доступных массовому зрителю по всей огромной стране.

В 2019 году наше телевидение выпустило в эфир почти 150 отечественных сериалов. За последние пять-шесть лет количество иностранных многосерийных фильмов, в соответствии с трендом импортозамещения, сократилось до минимального количества. Довольно консервативная возрастная телеаудитория уже привыкла к просмотрам новых российских сериалов и старых фильмов, в то время как более молодые зрители смотрят новые зарубежные сериалы и фильмы преимущественно онлайн или подписываются на платные платформы. Наверное, поэтому девизом «Утра Родины» стал хештег «смотри свое».

В фестивале участвовало 11 сериалов, их оценивали 8 членов жюри, распределившие десять призов. В конкурс вошли комедийные «Жуки», «Мылодрама», «Дылда» и «Толя-робот». Эпатажные «Содержанки» и остросоциальный «Шторм», северный нуар «Мертвое озеро» и ретро-детектив «Мосгаз. Новое дело майора Черкасова». А также «Учителя», «Победители», «Эпидемия». В основном все это заметные, увлекательные работы, заставившие говорить о себе, вызвавшие сильные эмоции и бурные споры зрителей. Но дело в том, что все они — премьеры прошлого, 2019 года. Ни одной сериальной новинки в фестивале не участвовало. Так, например, конкурсный «Шторм» Бориса Хлебникова по итогам опроса телеобозревателей на сайте «КиноТеатр.ру» в декабре прошлого года уже был назван лучшим. 

Профессиональное жюри «Утра Родины» под руководством кинорежиссера Сергея Урсуляка тоже признало первенство этого выдающегося сериала об испытаниях, которым подвергаются лучшие чувства — любовь и дружба в искривленном ложью мире, где все законы уничтожает бесконечная коррупция и тотальное равнодушие. Члены жюри щедро наградили «Шторм» аж пятью призами. За лучший сценарий — Наталию Мещанинову и Степана Девонина. За лучшие роли —Александра Робака и Анну Михалкову. Лучшим режиссером признан Борис Хлебников. Гран-при тоже получил «Шторм».
 
«Боря, я счастлив!» — сказал со сцены Александр Робак, и все в зале были этому рады. 

Остросюжетная «Эпидемия» Павла Костомарова, ставшая особенно актуальной на фоне пандемии коронавируса, получила приз зрительских симпатий.

Победителям хвала и поздравления! Вот только сам фестиваль поздравить практически не с чем. Подведем итоги. Фестиваль «Утро Родины», амбициозно заявленный как «первый в России фестиваль многосерийных художественных фильмов», имеющий бюджет, намного превышающий то, что достается другим российским фестивалям, с организационной точки зрения выглядит провальным. К тому же он не первопроходец. Ровесник «Утра Родины» фестиваль «Пилот» в Иваново показывает только новое — пилотные серии будущих сериалов и представляет новые проекты. 

Публики «Утро Родины» собирало мало, в основном одних и тех же дам из социальной группы «сахалинское долголетие» и бравый батальон солдат, дружно, как по команде, посещавших просмотры. На сеанс отводилось до двух с половиной часов, но время показа заканчивалось максимум через час, народ расходился на длительный перерыв и больше не возвращался.

Не каждому сериалу повезло так, как «Содержанкам» и «Эпидемии», которых представляли Марина Зудина, Кирилл Кяро и Марьяна Спивак. Сериалы, участники которых не добрались до Сахалина, представить было некому — программного директора на «Утре Родины» по неизвестным причинам нет . 

Да, для участников фестиваля и прессы организовали (по раздельности) поездки на канатную дорогу и на загородную базу, где угощали сахалинскими крабами и морскими деликатесами. Каждый мог посетить музеи, полюбоваться сопками, гуляя по городу. Чем плохо? Все хорошо. Только это фестивальное приключение не имеет никакой общей, объединяющей идеи — зачем этот фестиваль, о чем он, для кого? 

Аншлаг был только на церемониях открытия и закрытия, проходивших в ледовом дворце «Кристалл». Танцевальные коллективы, фокусник, акробаты, большие экраны, эстрадные певцы, популярные шоумены — тут и двадцати миллионов, которые были потрачены только на открытие, наверное, едва хватило. 

А многосерийные художественные фильмы заинтересованные зрители могут ведь и дома в интернете посмотреть. Хоть утром родины, хоть вечером.

Использованы фотографии с сайта фестиваля