Золотые орлы — в гнезде

Денис СУТЫКА

26.01.2020

Статуэтку за вклад в киноискусство получила из рук Никиты Михалкова народная артистка СССР Алиса Фрейндлих.


Рассуждения о войне из уст ребенка, истории о женщинах, переживших блокаду Ленинграда, от Чулпан Хаматовой, одесский юмор от Евгения Гришковца и заявление Александра Петрова о том, что «российское кино не в ж...», — в Москве в легендарном павильоне «номер один» на «Мосфильме» в 18-й раз вручили «Золотых орлов».

В этом году у премии, учрежденной Национальной академией кинематографических искусств и наук России, были свои новшества. Во-первых, традиционных ведущих заменили известные актеры, представлявшие номинантов. Во-вторых, появился денежный эквивалент кинопремии — в индивидуальных номинациях победители получили 150 тысяч рублей, в категориях «Лучший фильм» и «Лучший сериал» — 300 тысяч рублей. Сама же кинопремия то ли по задумке организаторов, то ли по стечению обстоятельств и благодаря тому факту, что большинство фильмов-номинантов было обращено к теме войны, прошла под эгидой юбилея Дня Победы.

Среди гостей «Золотого орла», блеснувших в этот день своими нарядами, можно было увидеть кинорежиссера, председателя Союза кинематографистов РФ Никиту Михалкова, нового министра культуры России Ольгу Любимову, продюсера Александра Роднянского, режиссеров Петра Буслова, Карена Шахназарова, актеров и актрис Юрия Колокольникова, Леонида Ярмольника, Чулпан Хаматову, Кристину Бабушкину, Алису Фрейндлих, Татьяну и Анну Михалковых, певицу Веру Брежневу и многих других.

Церемонию открыла министр культуры Ольга Любимова, зачитавшая приветствие от президента РФ Владимира Путина:

«Стать обладателем заветной статуэтки — мечта каждого, кто посвятил себя киноискусству и стремится добиться признания на этом нелегком поприще. Важно отметить, что отечественный кинематограф сегодня развивается, и наряду с именитыми мэтрами успешно работают молодые режиссеры и актеры, сценаристы и художники. Их глубокое уважение к творческому наследию предшественников, готовность идти вперед, ставить перед собой новые, высокие цели —достойны искреннего признания. А главное — такая преемственность укрепляет созидательный потенциал нашего кинематографа, повышает его конкурентоспособность».

Первых победителей объявили актриса Алена Чехова и президент Гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов.
Лучшим неигровым фильмом стала картина «Без срока давности. Открывая шкаф позора». На сцену за призом поднялся художественный руководитель фильма Александр Звягинцев.

 — Сила слова не в многословии, а в искренности и справедливости молитвенного вздоха, который ты доносишь до зрителей, — сказал лауреат «Золотого орла». — Для меня это особое кино. Я его делал тридцать лет. В 1987 году было возбуждено уголовное дело в прокуратуре Союза. Я тогда  работал старшим помощником генпрокурора СССР и уехал в Италию по этому делу. И написал там статью «Италия, где твои сыновья?». Италия молчала. Развалилась великая страна. Наконец, в 1990-м году в Италии опубликовали мою статью. Я стал интересоваться, почему коллеги-итальянцы не расследуют эти дела. Оказывается, у них были так называемые шкафы позора, которые были повернуты к стенке, и там лежали многочисленные дела о злодеяниях фашистов. Но их коллеги по североатлантическому блоку, американцы, сказали им, что идет холодная война, не надо ворошить прошлое. Но важно то, что сакральностью обладает не только власть, но и тот, кто работает с кинематографом, со словом. Я ездил в Италию, писал, снимал. И добились мы того, что эти шкафы позора были открыты. Политики выступили по 57 уголовным делам в отношении фашистских преступников, 53 из них получили пожизненное заключение. Россия добилась того, чтобы там возбудили дела... И правда восторжествовала.

 Так Александр Звягинцев задал серьезный тон церемонии и напомнил, что тогда, 75 лет назад, в эйфории Победы, всем казалось, что эта «коричневая гидра» окончательно уничтожена, но сегодня мы видим, что зло оказалось гораздо более живучим.

Победу в номинации «Лучший анимационный фильм» киноакадемики присудили Константину Бронзиту за работу «Он не может жить без космоса».«Король Лев» стал лучшим зарубежным фильмом в российском прокате. «Интервью» режиссера Ивана Соснина победило в номинации «Лучший короткометражный фильм». 

Картину «Дылда», повествующую о молодых женщинах, переживших блокаду, и претендовавшую на главную награду, представляли актрисы Чулпан Хаматова и Кристина Бабушкина.

— Я знаю одну чудесную женщину, — поделилась народная артистка России Чулпан Хаматова. — Она пережила блокаду, когда была ребенком. Потеряла всех близких. День Победы встречала в интернате среди таких же сирот. И она мне рассказывала, что самым тяжелым испытанием после войны был страх никогда не быть любимой и никогда больше не любить самой. Война, холод и голод содрали с живых людей кожу. Каждое соприкосновение с реальностью и чувствами оказалось болезным. Она очень долго возвращала себе возможность любви.

Я знаю другую чудесную женщину и она тоже пережила блокаду. Самой ее большой детской мечтой казалось, что, когда война кончится, ей принесут тарелку со столярным клеем, и его можно будет есть сколько угодно. Сейчас ей 82 года. Она ученый, летает по всем странам и континентам, катается на горных и водных лыжах, танцует фламенко. Когда я спросила, как ей удается оставаться такой молодой, она ответила: «Я стараюсь поменьше думать о себе и побольше о других». Любите эту жизнь и отдавайте свою любовь с легкостью, — заключила Чулпан Хаматова.

В номинации «Лучшая работа по гриму и пластическим эффектам» статуэтку получила Наталья Горина за фильм «Тобол». «Лучшие визуальные эффекты» у фильма «Т-34». Владимир Никифоров и Дмитрий Андреев одержали победу в номинации «Лучшая работа художника по костюмам» за фильм «Тобол». «Лучшая работа художника-постановщика» — у Владимира Гудилина с фильмом «Одесса». В номинации «Лучший звукорежиссер» победителем стал Александр Копейкин за фильм «Балканский рубеж». В категории «Лучшая музыка к фильму» награду присудили Анне Друбич за фильм «Одесса».

Фильм «Одесса», также претендовавший на главную награду, представляли писатель Евгений Гришковец и музыкант Эмиль Кадыров.

— Если вы скажите: «ОдЭсса», то одесситы вас поправят и скажут, что нет такого города, — заметил Гришковец. — Есть ОдЕсса. Есть такой город, про который знала вся огромная страна, город — жемчужина у моря, где живут волшебные, самые веселые люди. Одесса жила восторгом всей огромной страны, она была любимица. И даже тот, кто никогда там не был, знал, что есть улица Дерибасовская, Привоз, есть некие биндюжники, но, главное, все знали, что в Одессе живут особые евреи, которые говорят так, как никто и нигде не разговаривает. Они неторопливые, болезненные, пожилые и ужасно остроумные. И про них есть много анекдотов. В Москве и Питере, на Урале и Сибири люди, рассказывая друг другу одесские анекдоты, стараются изобразить некий выговор.
 
Актер и писатель в свойственной ему манере живописно рассказал о всех прелестях Одессы и передал слово музыканту и певцу Эмилю Кадырову, попутно заметив, что «послушать Кадырова всегда интересно». Певец исполнил песню из репертуара Муслима Магомаева «Море» и пригласил на сцену актеров Юрия Колокольников и Аглаю Тарасову для вручения блока наград в телевизионном кино.

В номинации «Лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий)» победил «Годунов». Лучшим телевизионным сериалом (более 10 серий) стал проект «Ненастье». В категории «Лучшая женская роль на телевидении» победительницей стала Анна Михалкова за сериал «Шторм».

— Это была такая важная работа для меня, и я подумала, что, даже если назовут не меня, я все равно выйду на сцену, —призналась Анна Михалкова, вызвав своим заявлением добродушный смех в зале. 

«Золотого орла» за лучшую мужскую роль на телевидении получил Павел Деревянко за сериал «Домашний арест».

Актеры Марина Александрова, Егор Корешков, Ингеборга Дапкунайте и Александр Кузнецов объявили лауреатов за работы в полном метре. За лучший сценарий был награжден Алексей Сидоров (фильм «Т-34»). Он же получил награду и как лучший режиссер. «Лучший монтаж фильма» — у Тима Павелко за картину «Текст». Иван Янковский стал лучшим актером второго плана («Текст»). Лучшая актриса второго плана — Евгения Брик («Одесса»). Лучший оператор — Роман Васьянов («Одесса»). Награду за лучшую женскую роль в кино получила Виктория Мирошниченко («Дылда»). Лучшим актером уже по сложившейся традиции стал Александр Петров. На этот раз за работу в «Тексте».

— Я сейчас сидел и думал, что когда-то, лет девять назад, наша однокурсница по ГИТИСу взяла нас с Сашей Палем на экскурсию на «Мосфильм». Мы ходили и только восклицали: «Вау!» Это были такие мечты, которые жили с нами. В общежитие, в нашей комнатке, где мы жили с Сашей, иногда перед сном мы мечтали. Я говорил, что хочу сниматься у Бондарчука, а он — у Михалкова. У Бондарчука я снялся, Саша пока у Никиты Сергеевича не снимался, но все впереди. Суть в том, что мы были наивными. Ими и остаемся. Я бы хотел, что бы эта наивность сохранялась несмотря ни на что.

Свою речь он закончил заявлением, что «российское кино не в ж...».

На экране вдруг замелькали кадры из «Служебного романа» и «Жестокого романса» с Алисой  Фрейндлих. Сцены, где герой Никиты Михалкова обращается к героине Фрейндлих «тетенька». Затем к микрофону поднялся сам Никита Сергеевич, чтобы вручить спецприз за вклад в российский кинематограф.

— Ну что тут говорить? Тетенька, иди сюда, — обратился он к народной артистке СССР.

В свою очередь Алиса Фрейндлих скромно отметила, что ее вклад в кинематограф значит меньше, чем вклад кинематографа в ее жизнь и судьбу.

— Я благодарю Академию за эту замечательную награду. Но при этом смущена, потому что мой вклад в кинематограф совсем не велик. Я очень поздно начала сниматься. И то меня пристально разглядывали, а театр упорно забирал назад.

Алиса Бруновна озвучила победителя в номинации «Лучший фильм года». Обойдя «Быка», «Одессу», «Дылду» и «Т-34», им стала картина Клима Шипенко «Текст».

Фотографии предоставлены пресс-службой премии «Золотой орел».