Один за всех, и все на одного: новый фильм Иствуда

Алексей КОЛЕНСКИЙ

14.01.2020

Фейерверк новогодних киноаттракционов охладит апология маленького человека — байопик Клинта Иствуда «Дело Ричарда Джуэлла». Лента представляет антитезу авторскому «Чуду на Гудзоне», также основанному на реальных фактах. В обоих случаях классик ставит Америке печальный диагноз: страна, презирающая своих героев, никогда не сможет стать великой.

Капитан приводнившегося в заливе авиалайнера и бдительный охранник стали героями передовиц, а затем — жертвами самых пристрастных расследований. Летчик-ас отстоял свое доброе имя в суде. А вот с ничем не примечательного Ричарда Джуэлла сняли обвинения лишь из-за отсутствия доказательств...

В разгар Олимпийских игр, 27 июля 1996 года в городском парке Атланты взорвалась самодельная бомба, убившая женщину и покалечившая 111 человек. Несчастных могло оказаться намного больше. Людей спас сотрудник ЧОПа, обнаруживший начиненный взрывчаткой рюкзак и поднявший тревогу.

Три дня Ричарда Джуэлла чествовали как звезду. На четвертый в прессу просочилась информация из ФБР. По мнению бюро, этот парень вполне мог оказаться подрывником, поскольку соответствовал портрету типичного террориста-одиночки: зацикленный на оружии и охоте бобыль-нищеброд коротал век в убогой квартирке с матерью, часто менял места работы, не имел друзей...

По иронии судьбы реальный убийца соответствовал этим приметам. Арестованный в 2003-м Эрик Рудольф заявил: «Цель нападения 27 июля состояла в том, чтобы посрамить, разозлить и обличить правительство Вашингтона в глазах всего мира за его отвратительное санкционирование абортов по первому требованию». Позже он взорвал пару абортариев и лесбийский клуб. Иствуда интересует, мог ли Джуэлл переметнуться на сторону собственной Тени, или он был тем, чем и представлялся — самоотверженным национальным героем?

Реальный прототип (его роль исполняет бесподобно схожий с ним актер Пол Уолтер Хаузер) был одержим мессианским комплексом, всячески «опекал» граждан, бесцеремонно нарушал границы их личного пространства, мечтал о полицейской карьере, но вечно оказывался в дураках, хотя за всю жизнь и мухи не обидел...

В общем, недалекий южанин с деревенским акцентом оказался идеальным объектом травли. Но эта история не о том, как настырные журналисты, циничные следователи и взбесившиеся обыватели превратили его жизнь в ад. Она про то, как едва не отчаявшийся праведник обрел внутренний свет.

Иствуд настаивает: Джуэлл не случайно оказался ангелом-спасителем и притчей во языцех. Он был попросту создан для той роли, которую ему выпало сыграть.

Доказывая теорему, режиссер прибегает к излюбленному приему — добиваясь предельной плотности присутствия, он расщепляет персонажа на комически тучную оболочку и трагически утонченную психофизику. Предлагаемые обстоятельства выглядят, на первый взгляд, довольно банально и монотонно: инициативного тугодума то и дело подводит нюх, он буквально не видит дальше собственного носа, вляпывается в одну неприятность за другой, но упорно пытается осмыслить никак не складывающуюся картину мира. Присматривается, притирается, не ропщет на издевки, не теряет надежды стать кому-то нужным, а оказывается востребован сразу в двух ипостасях — героя и парии.

При этом Джуэлл страдает не только от незаслуженной скандальной славы, в большей степени его угнетает изоляция. Отчуждение лишает шанса сделать полицейскую карьеру. И тут автор включает самую мощную оптику, а Пол Уолтер Хаузер предельно осмысленную пластику. Каждый миллиметр его тучного тела излучает флегматичное добродушие и предельное вопрошание о смысле существования: что остается от человека, исполнившего долг перед обществом и отвергнутого им?

Спросить, правда, оказывается некого. Между тем Иствуд совершает эффектную рокировку. Единственным парнем, подставившим несчастному плечо, становится адвокат — взбалмошный, дерзкий, невротичный тип с упоением ввязывающийся в потасовки с системой и прессой. Роль законника Уотсона Брайанта не случайно досталась Сэму Рокуэллу: типажно он воплощает тип неистового Кихота, отстаивающего не собственную честь, а достоинство опороченного Пансы. Иствуд рассматривает этот тандем как концептуальную социально-политическую модель: рядовой консерватор Джуэлл и активный общественник Брайант воплощают идеальный симбиоз скромного республиканца и энергичного демократа. По оригинальной мысли автора, этот священный союз соответствует девизу американских охранников правопорядка: «Служить и защищать».

«Дело Ричарда Джуэлла».

США, 2019

Режиссер Клинт Иствуд

В ролях: Пол Уолтер Хаузер, Сэм Рокуэлл, Кэти Бейтс, Джон Хэмм, Оливия Уайлд

18+

В прокате с 9 января