09.09.2012
Режиссеры: Василий Гончаров, Кай Хансен, Александр Уральский. «Братья Патэ», Торговый дом «А. Ханжонков и К 0». Россия, Франция, 1912
Премьера состоялась 30 июля 1912 года в кинотеатре «Художественный». Показ, на котором присутствовал московский губернатор генерал-майор Владимир Джунковский, сопровождался грандиозным успехом. Блокбастер продолжительностью в 33 минуты стал первым в истории международным проектом.
Картина произвела грандиозный эффект благодаря натурным съемкам и беспрецедентной массовке (около 3000 человек) с привлечением солдат и крестьян. Больше всего зрителей 1912 года поражали кадры московского пожара и реалистичные сцены с волками дрессировщика Владимира Дурова, натурально поедавшими трупы замерзших французских солдат.
Режиссер Владимир Петров. «Мосфильм». СССР, 1944
Фильм начинается с эпизода отступления армии Барклая-де-Толли из Смоленска. В русском войске разлад и интриги — генерал Багратион строчит в столицу кляузы, обвиняя Барклая-де-Толли в предательстве, а офицеры требуют, чтобы император назначил командующим русского полководца. Скрепя сердце, женоподобный Александр I подписывает указ о назначении Кутузова (первая «государственная» роль Алексея Дикого, впоследствии дважды сыгравшего роль Сталина). Новый командующий придерживается тактики отступления и умело дирижирует амбициями генералов, направляя их энергию в конструктивное русло, что, в конце концов, приводит к победе над Наполеоном.
Аналогии очевидны: «Кутузов», вышедший на экраны 13 марта 1944 года, когда поражение Германии было предопределено, убеждал, что гениальный полководец Сталин умышленно заманивал немецкие войска в глубь советской территории. В ответ на требования генералов немедленно пойти в наступление и добить врага, экранный Кутузов произносит ударную фразу: «Вы ищете побед, а я ищу в них смысла».
Режиссер Эльдар Рязанов. «Мосфильм». СССР, 1962
Фильм Эльдара Рязанова по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно» внес неоценимый вклад в фольклорную историографию Отечественной войны 1812 года, обессмертив образ бабника и кутилы поручика Ржевского. И хотя дураковатый поручик в исполнении Юрия Яковлева бесконечно далек от героя скабрезных анекдотов, факт остается фактом — невинная «Гусарская баллада» породила на свет одного из самых одиозных персонажей советского фольклора. Автор пьесы «Давным-давно» Александр Гладков утверждал, что образ Ржевского родился из стихотворения Дениса Давыдова «Решительный вечер гусара».
Сегодня вечером увижусь я с тобой,
Сегодня вечером решится жребий мой,
Сегодня получу желаемое мною —
Иль абшид на покой!
А завтра — черт возьми! — как зюзя натянуся,
На тройке ухарской стрелою полечу;
Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся,
И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!
Но если счастие назначено судьбою
Тому, кто целый век со счастьем незнаком,
Тогда... о, и тогда напьюсь свинья свиньею
И с радости пропью прогоны с кошельком!
Режиссер Сергей Бондарчук. «Мосфильм». СССР, 1965–1968
Рассчитать, во сколько обошлось создание самой масштабной картины в истории советского кино, сейчас вряд ли представляется возможным. Экранизация, приуроченная к столетнему юбилею романа Толстого, стала делом государственной важности. Лента должна была продемонстрировать мощь не только кинематографа, но и всей советской промышленности. На «Войну и мир» работали и армия, и все музеи страны — в съемках было задействовано рекордное количество реквизита, а в батальных сценах участвовала рекордная 120-тысячная массовка. По официальным данным, бюджет картины составил более 8 миллионов рублей (участие армии, понятно, было бесплатным). В Голливуде на такую картину пришлось бы потратить 100 млн долларов. С поправкой на инфляцию — это порядка 850 млн в долларах 2012 года. Впрочем, масштаб «Войны и мира» измеряется отнюдь не потраченными суммами, как не измеряется количеством страниц гениальность романа, вселенский масштаб которого Бондарчук невероятным образом сумел воссоздать на экране.
Режиссер Вуди Аллен. Jack Rоllins & Charles Joffe Producions. США, 1975
Шедевр изящного сумасбродства, в котором русская литература пересказана в стилистике братьев Маркс. Вуди Аллен смешал в один сумасшедший коктейль все самое любимое: Толстого, Достоевского, Пастернака, Эйзенштейна и, естественно, Бергмана. На выходе получилась одна из самых смешных и кассовых алленовских комедий. Количество гэгов и анахронизмов превышает все возможные нормы, но это меньше всего похоже на глумливую адаптацию русской классики для американского зрителя — скорее, на признание в любви. Низкое здесь запросто мешается с высоким в энергичном стиле раннего Аллена. Пересказу экранное действие почти не поддается: главный герой Борис — пацифист, поэт и трус — отправляется в действующую армию воевать с Наполеоном на поле Аустерлица. Когда Бонапарт занимает Москву, у Бориса возникает идея убить императора и избавить родину от бед. Но Бориса терзают сомнения морального порядка: тварь я дрожащая или право имею?
Режиссеры: Степан Степанов, Никита Хубов. Киностудия им. Горького. СССР, 1980
Благодаря «Войне и миру» реквизита и костюмов времен войны 1812-го хватило не на одну историческую картину. В 1978 году Киностудия им. Горького приступила к производству двухсерийной приключенческой ленты о гусаре, поэте и герое Денисе Давыдове «Эскадрон гусар летучих». Съемки растянулись почти на два года. Помимо технических трудностей, процесс усложнялся конфликтом режиссера Никиты Хубова с Госкино — чиновники отказались утверждать на роль Дениса Давыдова Константина Райкина, под которого, собственно, и писался сценарий. В этой роли Станислав Ростоцкий видел только своего сына Андрея, продавив его кандидатуру на студийном худсовете. Он же и доснимал «Эскадрон», скрывшись в титрах за псевдонимом Степан Степанов.
Трудно представить, как выглядел бы фильм с участием Райкина — время показало, что Ростоцкий был абсолютно прав, настояв на участии Андрея. Ростоцкий-младший в роли Давыдова сейчас кажется главной и, возможно, единственной удачей этой картины.
Режиссер Марюс Вайсберг. «Квартал-95», «Леополис». Россия, 2012
Коллективно-бессознательный винегрет представлений об Отечественной войне 1812 года, переведенный на язык московского гламура. Фольклорная традиция торжествует: поручик Ржевский, превращенный в публичном доме Ксении Собчак в графиню Ржевскую, внедряется в ближайшее окружение Наполеона. Он водит влюбленного императора за нос, мешая тому двинуть войска на Урал, а параллельно изменяет Наполеону с Наташей Ростовой, переодетой в костюм императорского адъютанта. Не патриотично, но местами смешно.