«Гардемаринов» спустили на воду

Денис СУТЫКА

27.06.2019

В каких только переделках не побывали славные «Гардемарины» Светланы Дружининой за время существования саги: «Трое из навигацкой школы» спасали престол от заговоров и дворцовых переворотов во времена императрицы Елизаветы Петровны, ездили в тайное путешествие за принцессой Фике, совершали славные подвиги во время Семилетней войны. На сей раз по велению Екатерины II (в прошлом той самой Фике) им предстоит сражаться бок о бок с самим Александром Суворовым за город Кинбурн. Корреспондент «Культуры» отправился вослед бравым гардемаринам в Петергоф, где завершился очередной этап съемок.

Спустя 30 лет Светлана Дружинина решилась вернуть к жизни заметно возмужавших, если не сказать больше, секс-символов 90-х — гардемаринов Алексея Корсака (Дмитрий Харатьян), Павла Горина (Александр Домогаров) и Никиту Оленева-младшего (Михаил Мамаев). Вместе с сагой «воскреснет» и Михаил Боярский (шевалье де Брильи), который погиб в предыдущей части. Как? Режиссер молчит. Интригует.

За эти годы повзрослели не только главные герои, но и некогда юная Фике в исполнении Кристины Орбакайте. Ныне она — Екатерина Великая. Впрочем, заносчивости это ей не прибавило: актриса, как и прежде, общается с поклонниками, делится с ними в соцсетях фотографиями со съемок и рассказывает о том, как идут дела в киношном государстве. С точки зрения управления империей, затея сомнительная: а вдруг враги увидят да шпионы пронюхают? Но с точки зрения актерского пиара — все правильно.

Помимо Петергофа, «Гардемаринов» будут снимать в Санкт-Петербурге, Крыму, Переславле-Залесском и даже на Мальте. Пока же журналистов пригласили на одну из репетиций в Монплезир — дворец, построенный в начале XVIII века по личному указу Петра I на территории Петергофа. Здесь хранится коллекция картин европейских художников и китайского фарфора, собранная императором. Среди этого великолепия и разместилась съемочная группа «Гардемаринов». В комнате с китайским фарфором установили плейбэк-мониторы. Оператор Анатолий Мукасей следит за тем, как помощники выставляют кадр, стараясь казаться незаметными. Он как будто подтверждает то, о чем не так давно рассказывал в интервью «Культуре»: на площадке главный — режиссер. И если, по его словам, во время предпродакшна они с женой Светланой Дружининой могут горячо спорить, то во время съемок оператор предпочитает сосредоточиться на картинке и лишний раз «не светиться». Кстати, очень скоро становится понятно почему.

После того как камеры установлены в коридоре и в одной из комнат Монплезира, на площадке появляется Светлана Дружинина — в очках, полосатой блузке и с красным шарфом, — она врывается в зал, словно вихрь. Кажется, с таким напором и уверенностью она могла бы сама сыграть Екатерину II. Оценив обстановку, тут же просит всех лишних удалиться: «Отойдите вот туда к стеночке. Вы портите кадр, прошу прощения», — произносит она доброжелательно, но бескомпромиссно. Затем направилась разводить сцену и распределять слова на проходке, пока костюмеры облачали Кристину Орбакайте в императорские одежды.

— За разваленной ширмой русского балагана скрывается зловещая тайна, — тихо произносит режиссер себе под нос, как бы пробуя слова на вкус. После, выдержав многозначительную паузу, добавляет: «Да, тайна!»

Она улыбается и, кажется, довольна находками. Пройдя еще несколько быстрых шагов по коридору, режиссер оборачивается к воображаемому партнеру: «Нам намекают на заговор с Турцией». Войдя в зал, подходит к карте, но тут вновь замечает скопление людей и сумятицу.

— Это рабочая площадка. Прошу прощения. Все только по этой стене. Прошу прощения, — говорит она уже более сурово.

Разворачивает карту, внимательно вглядывается в нее и с горечью произносит, сверяясь со сценарием: «Крым для всех — как бородавка на носу».

Вскоре на площадке появляется Кристина Орбакайте: пышные белые локоны спрятаны под элегантную шляпку с пером, черно-фиолетовое платье с гербом Российской империи подчеркивает фигуру.

Костюмы в «Гардемаринах» — отдельная история, причем не дешевая. Наряды создал известный российский дизайнер Игорь Дадиани. Вышивка на костюмах сделана вручную, все камни — настоящие. Даже украшения на артистах не бижутерия, а реальные драгоценности, позаимствованные из частных коллекций. Неудивительно, что толпа зевак, собравшаяся у оградки, при виде императрицы Орбакайте в едином порыве зааплодировала. Актриса приостановилась и слегка поклонилась в ответ. За ней на площадку последовал гардемарин Никита Оленев. Речь императрицы, отрепетированная Дружининой, о тайнах, турках и «крымской бородавке» предназначается именно ему.

Режиссер незамедлительно проводит артистов по тому же пути, что ранее проделала сама, указывает акценты, места остановок, проигрывает вместе с ними сцену. Она так увлекается, что не сразу замечает бродящих по площадке журналистов и сотрудников группы. Не сбавляя оборотов, тут же выдает:

— Куда влезли?! Быстро ушли все их кадра!

Почему-то очень хорошо представляется, как в этот момент тихо посмеивается у плейбэка Анатолий Мукасей, который, видимо, отлично знает характер жены и понимает, когда лучше не попадаться ей на глаза.

Разведя сцены с актерами, Светлана Дружинина просит журналистов удалиться. Съемки — процесс интимный и посторонних не терпит.