10.02.2019
культура: Считается, что дверь в кинематограф Вам открыл Юрий Быков. Верно ли это утверждение?
Шведов: Сейчас уже сложно вспомнить, кто кому открыл дверь в кинематограф. В начале нашего пути многое зависело от продюсера фильмов «Жить» и «Майор» Алексея Учителя и кастинг-директора Галины Гончаровой, которая в итоге стала моим агентом. Однако Юра как-то изначально себя так поставил, что последнее слово в утверждении артиста было за ним. И его выбор, как ни странно, остановился на мне. Однажды, обсуждая эту тему с Юрой, мы пришли к мысли, что все могло сложиться иначе, не встреть мы друг друга на пробах ленты «Жить».
культура: Вы сотрудничаете с режиссером довольно давно. Он как-то меняется от фильма к фильму? Повлиял ли он на Ваше мировоззрение? Если да, то как?
Шведов: Для начала нужно провести некое разделение. Есть Быков — режиссер и художник, а есть — обыкновенный человек. Это абсолютно два разных персонажа. Иногда просидишь с ним вечер, обсуждая кинематограф, политику, какие-то социальные явления, а утром приедешь на съемки и понимаешь, что перед тобой совершенно другой человек. Конечно, Юра развивается, меняется. Он думающий, мыслящий, рефлектирующий, очень остро чувствующий окружающую действительность, живущий в ногу со временем парень. Описывать его бессмысленно. Хотя бы по той причине, что он будет выглядеть скучнее, нежели на самом деле. Повлиял ли он каким-то образом на мое мировоззрение? Думаю, конкретно сам Юра — нет, однако съемки в его фильмах невероятно закалили и дали точку опоры. В профессиональном плане я очень много получил.
культура: Юрий Быков, как и Вы, рос без отца. Может быть, именно поэтому вам удалось наладить контакт в дуэте Быков — Шведов?
Шведов: Конечно, у нас есть нечто общее. Всегда приятно работать с теми, кто схож с тобой по энергетике и психологическому устройству. Такие люди понимают друг друга без слов. Собственно, это наш случай. Но при этом мы не можем долгое время находиться вместе. Мы встречаемся на короткий период, а потом нам надо взять паузу.
Мне кажется, художник не может обойтись без больших потрясений, происшествий, лихо закрученных драматических поворотов в жизни. В противном случае ему нечего играть, нечего сказать со сцены. Сейчас многие студенты в театральных вузах не могут придумать хороший драматический этюд по той простой причине, что жизнь у них в целом складывается хорошо, а самые серьезные проблемы заключаются в том, что такси опоздало или в латте не тот сироп добавили. Это они и тащат на сцену. Считаю, что актеру, как бы страшно это ни звучало, полезны сильные личностные потрясения.
культура: Журналисты часто называют Вас «звездой «Мажора» и «Измен». А как Вы сами себя позиционируете — актером «Мажора» или «Майора»?
Шведов: Меня очень раздражают подобные ярлыки. Но не буду лукавить: если бы снимался только в авторском кино, вряд ли добился бы популярности и узнаваемости. Грубо говоря, благодаря «Изменам» и «Мажору» люди познакомились с артистом Денисом Шведовым, а уже потом выяснили, что в его фильмографии есть такие серьезные картины, как «Майор», «Жить» и так далее. Одно подтягивает другое.
культура: «Завод» снимали в Москве на одном из действующих предприятий. Какие ощущения остались после увиденного?
Шведов: Если честно, зрелище безрадостное. Я никак не мог понять, как люди там работают, сохраняют позитивный настрой, к чему-то стремятся. Хорошо, допускаю, атмосфера может быть тяжелой, но это должно как-то компенсироваться, хотя бы финансово. Понимаете, у всех нас есть определенные потребности и желания. И мы зависим от того, что нас окружает. И вот такая тягостная действительность обрывает в людях возможность прийти к себе, обрести счастье, гармонию. Там, где мы снимали, не было ничего, что могло бы развивать и мотивировать.
Надеюсь, уже на нашем веку все заводы станут механизированными.
культура: Ваш герой — рабочий по кличке Седой — прошел войну, потерял глаз. С таким гримом вы взглянули на жизнь под другим углом?
Шведов: Человек с одним глазом по-иному смотрит на мир, по-другому поворачивает голову и выполняет какие-то привычные для нас вещи. Когда утвердили грим, я решил провести эксперимент и в таком виде выйти в город. Оделся просто, но чистенько, сел в кафе и стал наблюдать за реакцией окружающих. А заодно попытался сам понять, как живет такой человек. У нас очень интересное отношение к людям с ограниченными возможностями, большинство воспринимало меня как юродивого. Многие старались выразить участие, поддержать, пожалеть. Официантка постоянно подходила, ухаживала, следила, чтобы чай был всегда горячим.
На самом деле это была не первая моя подобная вылазка. Первую предпринял еще во время учебы в Щепкинском. Недалеко от РАМТа, где я сейчас служу, был магазин «Молоко». Помню, в нем продавалось вкуснейшее берлинское печенье, за которым я частенько бегал.
Как-то я вычитал, что немые люди внутренним посылом и энергией могут донести до собеседника то, что им надо, даже если последний не знает языка жестов. Это же потрясающая актерская школа, подумалось мне. Артисту ведь главное — взрастить верное понимание того, что твой персонаж делает, чувствует и думает. Вот она, жизнь человеческого духа на сцене, о которой столько писал Станиславский.
Я прикинулся немым и отправился в магазин. Тогда я впервые столкнулся с нашим сверхучастливым отношением к людям с ограниченными возможностями. Продавщицы меня очень быстро запомнили, всячески помогали, просили других покупателей пропустить меня без очереди. Так продолжалось некоторое время. Потом я где-то снялся, фильм выпустили на экраны. Однажды зашел в магазин и понял, что спалился. После этого случая с экспериментом пришлось покончить. Но отношение людей я хорошо запомнил.
К сожалению, сегодня бывает по-разному. Например, вспомните недавнюю историю, когда в одном из московских домов, жители срезали пандус у подъезда и устроили настоящую травлю женщине с ребенком-инвалидом. Такие случаи вызывают жгучую ненависть. В такие моменты понимаешь, как важно, чтобы люди оставались людьми.