24.01.2019
«Спасти Ленинград»
Режиссер Алексей Козлов В ролях: Андрей Миронов-Удалов, Мария Мельникова, Анастасия Мельникова, Валерий Дегтярь, Гела Месхи, Сергей Жарков, Иван Лырчиков, Михаил Морозов, Инга Оболдина 12+ В прокате с 27 января |
Сентябрь 1941 года. Замкнувшееся кольцо блокады не оставило вариантов для эвакуации людей — последней надеждой ленинградцев остался водный ладожский путь. Подошел сезон штормов, менялась линия фронта, в ночь на 17 сентября баржа № 752 приняла пассажиров и вышла в последний рейс.
Что послужило главной причиной гибели судна, осталось неизвестно. В 2004-м были открыты архивные документы, и потомки жертв катастрофы восстановили примерную хронику событий. Роковыми оказались сразу несколько обстоятельств: двукратная перегрузка ветхого корабля, усиливающийся шторм, протекающий трюм, лопнувший буксирный трос, отсутствие спасательных средств, налет немецких бомбардировщиков. Из-за многометровых волн буксир кружил вокруг тонущей баржи, но подойти вплотную не мог. Спастись в ледяной воде сумели лишь двести человек из полутора тысяч. Историки сходятся в одном: погибающие матросы, курсанты, женщины, старики и дети мужественно боролись до конца.
Реконструировать трагедию в игровом формате казалось невозможным, но режиссер Алексей Козлов сумел собрать картину, использовав образный ключ — субъективный взгляд выжившей героини, рассказывающей в наши дни о событиях того страшного времени.
Маша (в юности — Мария Мельникова) вспоминает, как оказалась на судне вместе с возлюбленным, курсантом-артиллеристом. Подразделение Кости (Андрей Миронов-Удалов) было снято с погрузки и отправлено на фронт, но отец паренька — комендант Осиновецкой пристани (Виталий Кищенко) — приказал сыну схитрить: переодеться в форму моряка и остаться на корабле.
752-я отдает швартовы, Маша отворачивается от дезертира. Поняв, что дело нечисто, эвакуируемый сотрудник НКВД Петручик (Гела Месхи) арестовывает парня и привязывает к мачте. Разразившийся шторм вынуждает пассажиров спуститься в трюм. На палубе остается лишь Костя. Ему предстоит освободиться, проявить чудеса героизма во время налета вражеской авиации, реабилитироваться в глазах невесты, Петручика и сослуживца-артиллериста (Сергей Жарков), волей случая попавшего на военный катер, спасающий утопающих.
Критики поспешили обвинить фильм в ходульной цитатности, но стрелы зоилов разминулись с целью: режиссер использовал узнаваемые перипетии не ради декоративного украшательства, а как визуальные единицы давно не обновлявшегося образного киноязыка народной драмы. Фабульные мотивы из «Летят журавли», «Утомленных солнцем», «Титаника» проговариваются автором без акцентов в качестве подстрочника, переплетающихся сюжетных линий. Это — эхо, фоновый шум разыгрываемой партитуры, сочетающей несочетаемое: эйфорию мирной, едва коснувшейся войны жизни и ужас неотвратимой смерти. Заточенные на гибнущем корабле герои вынуждены постоянно переоценивать меняющуюся ситуацию в жестком хронометраже борьбы со стихией. И здесь важно было не разминуться с ощущением правды, выхватить персонажа из толпы, разглядеть его в последний миг и вписать образ в ткань событий.
Эффект присутствия достигается выразительными ракурсами и монтажными акцентами, а камертоном ладожской эпопеи становится сухопутный эпизод: проклявший «блатного» дезертира сослуживец возглавляет атаку на германские пулеметы. Ход снятого субъективной камерой боя меняется с головокружительной скоростью, захватывает изобретательностью рисунка и животным азартом. Переживание достигает высочайшей эмоциональной степени, и этот «батальный аффект» без рассуждения переносится в борьбу с разбушевавшейся ладожской стихией — как если бы в воду окунули раскаленный клинок. Закалившиеся в огне и ледяном аду персонажи погружаются в тишину, внезапно осознав, что совершили предназначенный подвиг — проложили Дорогу жизни, путь к Победе.
Ленинградский метроном
Блокадная тема вошла в отечественный кинематограф с первых же дней осады.
Зрителям старших поколений памятны оборонные ленты сороковых годов — «Жила-была девочка» использовавшего хроникальные съемки Виктора Эйсымонта, «Варежки» Павла Арманда и Натана Любошица, «Морской батальон» Александра Файнциммера и Адольфа Минкина.
Пятидесятые запечатлели подвиг в «Ленинградской симфонии» Захара Аграненко, шестидесятые вгляделись в «Балтийское небо» Владимира Венгерова.
В семидесятые начался разбор полетов — вышли «Дневные звезды» Игоря Таланкина с Аллой Демидовой в роли поэтессы Ольги Берггольц и эпическая фреска «Блокада» Михаила Ершова.
Восьмидесятые обожгли драмой «Мы смерти смотрели в лицо» Наума Бирмана и «Порохом» Виктора Аристова.
В новом веке наступила эра приключенческих сериалов — «Ленинграда» Александра Буравского и «Ладоги» Александра Велединского. В мае 2017 года на киноэкраны вышел военный детектив «Три дня до весны» Александра Касаткина, а в феврале следующего года — авантюрно-фантастический боевик «Рубеж» Дмитрия Тюрина, рассказавшего историю боев за Невский пятачок.
27 января состоится телепремьера мелодрамы Владимира Потапова «Крик тишины».